В Казахстане Назарбаев последний месяц "мочит" СМИ. Не все, конечно. Только те, что 1 декабря не опубликовали хвалебные оды президенту. Ведь с этого года первый день зимы в Казахстане объявлен новым всенародным праздником — Днем первого президента.

В этот замечательный и важный для Казахстана день первый президент страны Нурсултан Назарбаев поздравил граждан страны с Днем самого себя. Телеканал "Мир" вещал о том, что в стране всех мальчиков, родившихся 1 декабря, назвали Нурсултанами, а государство сделало им подарки. Все дружно аплодируют…

Операция по разгрому тех СМИ, которые перед президентом расшаркиваться не собираются, была задумана примерно в то же время, когда группа депутатов парламента страны внесла поправки к закону о госпраздниках. В декабре 2011 года не было в Казахстане более важной законотворческой инициативы, чем очередной праздник в честь "елбысы", то есть "лидера нации" Назарбаева. Нужно было сделать все, чтобы забыть свежерасстрелянных нефтяников Жанаозена. Нужно было забыть, как страшный сон, отказ ОБСЕ признать легитимность выборов. Нужно было сделать подарок "лидеру нации", прижизненный памятник которому установлен на высоком холме президентского парка в Алмате.

Естественно, что вина за все эти "неприятности" была возложена на журналистов. Раз они писали о забастовке нефтяников, значит, они и выступили зачинщиками. Если журналист пишет о банковских счетах Назарбаева в Швейцарии, значит, журналиста нужно сажать. Назарбаеву не удалось привлечь Сергея Дуванова за клевету в 2002 году, когда он опубликовал свои материалы. Факт наличия таких счетов был доказан в ходе международного расследования. Однако месть настигла Дуванова: накануне поездки в Вашингтон, где журналист должен был получить международную премию, в отношении него было сфабриковано уголовное дело.

Десять лет спустя, в январе 2012 года, был арестован главный редактор газеты "Взгляд" Игорь Винявский. Он был обвинен в призывах к государственному перевороту в составе организованной преступной группы. Юрист Наталья Соколова, представлявшая интересы бастующих нефтяников, была осуждена на три года в августе 2011 года. Ей были предъявлены обвинения в "разжигании социальной розни".

К счастью, в делах Винявского и Соколовой на правительство Назарбаева было оказано беспрецедентное политическое давление со стороны политиков Европы и США. Винявский был освобожден 15 марта 2012 года. Соколова вышла на свободу неделей раньше.

В чем заключались "призывы" журналиста Винявского? Сотрудники газеты, которой он руководил, вместе с коллегами из "Республики" проводили свое независимое расследование событий в Жанаозене. "Экстремизм" юриста Соколовой выражался только в ее помощи нефтяникам. Эта молодая женщина взяла на себя функции переговорщика между сторонами трудового конфликта.

Репрессии в отношении журналистов на этом не закончились. В октябре 2012 года редакция газеты "Голос Республики" вместе со своими коллегами из "Взгляда" подала дополнительную апелляцию в Мангистауский областной суд, требуя признать их третьей стороной в процессе против лидера оппозиционной партии Казахстана "Алга" Владимира Козлова.

Журналисты потребовали исключить из приговора по делу Козлова сведения об "экстремистском характере деятельности" своих газет.

8 сентября оппозиционер был признан виновным в возбуждении социальной розни, призывах к насильственному свержению или изменению конституционного строя, а также в создании организованной преступной группы. Он был осужден на 7,5 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

В приговоре в отношении Козлова немало внимания уделяется именно оппозиционным СМИ, в том числе "Голосу Республики" и "Взгляду".

Решение суда по делу Козлова стало обвинительным заключением в отношении журналистов, которые просто выполняли свой долг, рассказывая правду и предоставляя право голоса свидетелям событий.

Оказывается, с точки зрения власти, именно публикации в этих изданиях привели к массовым беспорядкам в Жанаозене.

Тем не менее журналисты не были уведомлены о том, что в ходе предварительного следствия по делу Козлова следствие провело экспертизу материалов, опубликованных в газетах. А значит, у них не было возможности защищаться.

19 ноября оба издания получили отказ в удовлетворении своих апелляционных жалоб. А уже 20 ноября 2012 года прокуратура города Алматы, основываясь на решении суда в отношении Владимира Козлова, установившего, что деятельность незарегистрированных общественных объединений "Алга" и "Халы? майданы", а также телеканала "К+", интернет-порталов "Стан-ТВ", "Республика", газет "Голос Республики", "Взгляд" и ряда СМИ носила экстремистский характер, обратилась в суд с исками о признании незарегистрированной партии "Алга" и движения "Халы? майданы" экстремистскими организациями и запрещении их деятельности на территории Республики Казахстан, а также о закрытии девяти газет и более двадцати интернет-ресурсов.

Заместитель главреда "Голоса Республики" Оксана Макушина оказалась права в своем прогнозе относительно того, что теперь пришла пора сажать журналистов. "Мы боремся уже более десяти лет. Все эти годы власть решала сложную для себя задачу нашего закрытия. И в этом властям огромную помощь оказал нижегородский профессор Михаил Грачев", — заявила Оксана Макушина.

Михаил Александрович Грачев, профессор нижегородского лингвистического университета, в котором он заведует кафедрой русского языка, был приглашен прокуратурой Казахстана в качестве эксперта для проведения социолингвистической экспертизы. Профессору Грачеву для анализа были предложены тексты нескольких статей, к которым Владимир Козлов не имел никакого отношения.

Нижегородский профессор исследовал тексты статей другого оппозиционного деятеля Казахстана — бизнесмена Мухтара Аблязова. Именно его Назарбаев считает своим "заклятым" врагом. Именно Аблязов опубликовал материалы "Нужно выбирать свои органы власти", "Встань с колен, казах, сбрось со своей шеи тирана и вора" и "Пора победить страх и действовать". При этом бизнесмен никогда не отказывался от авторства этих публикаций. Но Мухтара Аблязова трудно достать — он в Лондоне. Поэтому Назарбаеву потребовался заложник. Да, Козлов не был автором текстов, которые анализировал нижегородец Грачев. Но оппозиционер был обвинен в том, что "занимался их распространением".

Однако профессор Грачев ничтоже сумняшеся приходит к выводу о том, что "в текстах статей содержатся высказывания побудительного характера, содержащие призывы к насильственному захвату власти".

Более того, он лично выступает на процессе в качестве свидетеля обвинения. Именно на основании экспертного заключения иностранного специалиста Владимир Козлов был признан виновным в разжигании социальной розни.

Евгений Жовтис, казахстанский правозащитник, также недавно вышедший на свободу, так комментирует уровень экспертизы Грачева: "Я не знаю, какой он специалист в области лингвистики, но человек, который объединяет в одну группу президента, предпринимателей и госслужащих, а в другую Аблязова и его соратников — не эксперт".

В своем интервью казахстанскому изданию "Лада" профессор Грачев заявил, что представленные для анализа материалы напомнили ему события 1917 года. "Эти листовки явно зовут к революции. Вот яркий пример (профессор взял в руки листовку и показал заголовок): "Встань с коленей, казах, сбрось с шеи тирана и вора". А далее под заголовком весь текст о том, какой плохой ваш президент. В этих листовках вообще нет позитива", — цитирует "Лада" нижегородского профессора.

Также издание приводит мнение уважаемого эксперта в отношении подсудимых. По мнению Михаила Грачева, их — подсудимых — "оппозицией назвать нельзя". На вопрос: "Почему?" — Грачев отвечает: "Оппозиция должна разрабатывать свою программу для движения страны вперед и для этого искать пути диалога с властью. А в данном случае только призывы к свержению власти. Они предлагают создать параллельные структуры власти, они призывают создать народные дружины, как в 1917 году создали". Профессор никак не прокомментировал тот факт, что на скамье подсудимых не было автора статей Мухтара Аблязова.

Михаил Александрович Грачев может быть горд своей очередной победой на поле борьбы с "революционными настроениями". Он тянет на лавры рекордсмена по числу посаженных за решетку политиков и журналистов на основании одного экспертного заключения.

Именно на основании приговора в отношении Владимира Козлова "20 ноября 2012 года прокуратура города Алматы подала в суд сразу несколько исковых заявлений. Они потребовали признать незарегистрированные общественные объединения "Алга" и "Халык, майданы" экстремистскими организациями и запретить их деятельность на территории Республики Казахстан". На брифинге, который состоялся 22 ноября, представитель Генпрокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков подтвердил, что решение основывается на приговоре по делу Козлова. Именно в нем было заявлено, что

"концептуальное содержание материалов телеканала "К+", интернет-порталов "Стан-ТВ", "Республика", газет "Республика", "Голос Республики", "Взгляд" направлено на возбуждение социальной розни".

Казахстанская Фемида семимильными шагами продвигает способы наиболее эффективного применения "антиэкстремистского законодательства", в том числе вводя такое понятие, как "концептуальное содержание всех материалов". Действительно, зачем лишний раз дергать нижегородских профессоров? Им нужно заказать всего лишь одну экспертизу, а уже потом сажать неугодных десятками…

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Оксана Челышева

! Орфография и стилистика автора сохранены