Предсказание погоды — это, конечно, не наука, а искусство, где подсознание и интуиция играют роль ничуть не меньшую, чем опыт и эмпирические наблюдения. Взять хоть вот такую проверенную временем формулу: "Чайка ходит по песку — моряку сулит тоску". Казалось бы — наблюдай да предсказывай!.. А ведь далеко не каждый сможет разобраться в истинных мотивах такого поведения чаек и уж тем более — сделать из него правильные выводы. То ли они действительно "стонут, мечутся пред бурей" (с), только благоразумно делают это на берегу (видимо, опасаясь Буревестника); то ли, наоборот, оптимистично ожидают кормежки от прохожих-гуляющих (и от наблюдателей), то ли переживают стайный момент выяснения отношений и выстраивания иерархии.

Предсказания и интерпретация наблюдений — тончайшая материя даже в такой сфере, как погода на завтра. Что уж говорить о предсказаниях политических событий, особенно в условиях, когда и наблюдения-то чрезвычайно затруднены: атмосфера непрозрачна, а поведение объектов настолько ритуализировано, что приметы приходится отыскивать в мелких нюансах.

В ставшие уже легендарными советские времена западные специалисты по СССР (советологи-кремленологи самого разного уровня) проявляли чудеса изобретательности, делая выводы и прогнозы на основании изучения газеты "Правда" и прочих официальных изданий КПСС.

Продолжительность аплодисментов после выступления какого-либо члена Полютбюро и их качество (долгие, продолжительные, переходящие в овацию и т.п.) обсуждались самым серьезным образом. Но искусство столь детального наблюдения и интерпретации на Западе умерло вместе с СССР: там посчитали, что больше нужды в таких тонкостях не будет, перестали обучать специалистов, ну и постепенно навыки оказались безвозвратно утеряны, как тайна красок Леонардо да Винчи.

В России же эти навыки, к счастью, сохранились. Потому что нынешняя российская политическая жизнь хоть еще и не дошла до того ритуального совершенства, каким она отличалась в СССР, но, несомненно, движется в этом направлении и делает это вполне успешно. До Северной Кореи, может, еще и далеко, но расстояние уверенно сокращается. А прогноз, между тем, становится не роскошью и не академическим упражнением, а реальной необходимостью. Хотя бы для того, чтобы принимать более-менее осознанные решения в своей собственной жизни. Но это все же трудно.

Нынешний режим совершенно не зря опирается на (и состоит в основном из) представителей спецслужб. Уж чего-чего, а навыков пропаганды и дезинформации у них хватает. Да и во внештатных сотрудниках они недостатка не испытывают. А прогнозировать приходится во многом любительскими методами и при помощи подручных средств.

Но попробовать все же необходимо. Сколько-нибудь развернутого анализа, боюсь, не получится: формат не тот, не говоря уж о том, что охватить все доступные в наше время источники информации практически невозможно.Тут невольно позавидуешь кремленологам прошлого: у них было все просто. Все так называемые "открытые" сведения поступали из одного центра и способ их подачи был подобен одноканальному радио,висевшему на кухнях в большинстве советских квартир. После этого радио можно было уже и газет не читать: все было одобрено на высшем уровне, вариации не допускались.

Нынешние российские идеологи, разумеется, продвинулись в искусстве пропаганды значительно дальше. Они "вещают" в стерео— или даже квадро— (или более) режиме, используя самые различные, и иногда, казалось бы, несовместимые информационные каналы. В целом это неплохо работает: создает у публики иллюзию разнообразия позиций по основным проблемам, дает возможность "выбора" из заранее заготовленных вариантов, ну и позволяет в решающий момент направлять внимание именно туда, куда требуется.

Ну, это как многоголовый дракон (уж извините за избитое сравнение): головы могут переговариваться между собой, иногда даже спорить или переругиваться, но туловище у них все равно на всех одно, а, значит, и все жизненные интересы — общие. Такой дракон легко может заморочить собеседника своими кажущимися внутренними противоречиями, а которая из голов в результате этого собеседника сожрет вместе с конем — не суть важно: желудок-то один, хоть и большой...

Впрочем, трудности общения с многоголовыми драконами хорошо описаны в литературе и не ограничиваются только проблемами диалога. Однако, не будем пока чрезмерно увлекаться криптозоологией. Попробуем все-таки посмотреть на поведение живых персонажей российской политической реальности и сложить из этих примет, если получится, цельную картину.

Надо сказать, что с момента избрания КС оппозиции многие из этих персонажей чрезвычайно активизировались в той или иной форме, и следить за их эволюциями стало весьма интересно. Это вам не газета "Правда". Самым ярким и неожиданным превращением последнего времени несомненно стало явление г-на Пархоменко в роли Буревестника революции. И пары недель не прошло как он обвинял своих "либеральных" коллег по КС в безответственности и экстремизме; в том, что ради собственных политических амбиций они подталкивают протестное движение к бессмысленному бунту, в готовности сотрудничать с самыми "нерукопожатными" элементами российского политического спектра.

Призывал "не бороться с властью, а влиять на нее". Позиционировал себя как ответственного, умеренного политика отнюдь не склонного ни к каким эксцессам и уж тем более к открытому конфликту с властью. Короче, был образцовым членом стаи Группы Граждан во всех отношениях. И, если уж на то пошлО, то в голосовании КС на Демократии2 г-н Пархоменко (как и прочие Граждане из Группы) так до сих пор и не высказался по поводу того, считает ли он нынешнюю власть нелегитимной.

То есть, его основые принципы не претерпели никаких изменений, откровения ему, судя по всему, не было, и переродиться в достаточно почтенном возрасте ему было, вроде как, не с чего. Так откуда же вдруг такой революционный пыл? С чего вдруг полные пафоса посты на "Эхе" и заявления, что "этого терпеть невозможно"?

Чего такого вдруг стало невозможно терпеть после всего того, что уже вытерпело население России?!. Что произошло для того, чтобы агитировать массы народа идти на несанкционированное мероприятие?

Фактически этими призывами "ответственный умеренный политик" Пархоменко призывал людей подставиться под дубинки ОМОНа, поскольку было совершенно ясно, что миндальничать власть не будет: у нее теперь есть даже и законодательная основа для самых суровых репрессий (напринимали с весны этого года).

Исторические ассоциации тут напрашиваются самые что ни на есть прямолинейные: поп Гапон, например. Ну и мой любимый персонаж, козел-провокатор, конечно, не может не прийти на ум. Он-то знает, что на бойне есть вторая дверь, через которую он всегда сможет выйти... Впрочем, сама идея того, что протестное мероприятие 15-го числа должно было стать "ловушкой для протеста" лежит на поверхности.

Все-таки народ у нас в России такой бывалый, что подобными задачками-двухходовками его не возьмешь: раскусывают на лету. Побродив по дружественным блогам, я столько раз наткнулась на слово "провокация" и на советы хорошенько подумать, прежде чем идти 15-го в центр Москвы, что камень у меня с души если не упал, то хотя бы немного сдвинулся.

А тут и новое подтверждение моих мыслей подоспело, оттуда, откуда не ждали совершенно: от enfant terrible российской журналистики, г-жи Латыниной (http://www.novayagazeta.ru/politics/55871.html). Она не только со знанием дела рассуждает о том, как именно должна была сработать ловушка, но и не без сарказма предлагает "на выбор" три имени (ненужное зачеркнуть) членов КС, в которых постоянно видят "агентов Кремля". Это — двойной блеф, сильный прием.

Вполне в духе Латыниной: типа, это так нелепо, что об этом можно говорить вполне откровенно! Первой в этом списке стоит фамилия Собчак, которая фактически проговорилась, что ее участие в КС — проект властей. Впрочем, не будем повторяться (http://susel2.livejournal.com/19134.html; http://susel2.livejournal.com/21860.html; http://susel2.livejournal.com/22261.html).

Третьим в списке Латыниной стоит Навальный. Его пока отставим в сторону — к нему у народа, как я понимаю, накопилось немало вопросов, но не будем торопиться с выводами, всему свое время.

Кто же в списке второй? Пархоменко. Интересно? Еще бы. Особенно, в связи с тем, что статья-то целиком посвящена предполагаемой провокации 15-го числа.

Кто громче всех кричал о необходимости "не уступать" и "не смотря ни на что" прийти к Соловецкому камню? Отнюдь не "либеральная" фракция КС, которую та же Латынина совсем недавно назвала "отмороженными экстремистами".

Пархоменко кричал. Кто позиционировал себя как главного инициатора, организатора и вдохновителя декабрьской акции (начиная с идеи "Юрьева дня", а потом — перехватив инициативу — и "Марша свободы")? Да все он же. Спрашивается: зачем, почему и как это все у него в голове совмещается с идеей легитимности существующей российской власти, необходимости диалога с ней и попыток "влиять" на нее в этом процессе? Трудно себе представить. Так же трудно, как вообразить Буревестника, провозглашающего "буря, скоро грянет буря!" (с) и одновременно благоразумно прячущего тело свое в утесах.

Странное это было бы зрелище, мягко говоря. Очень хочется надеяться, что в субботу все обойдется без жертв и без насилия. Что "ловушка для оппозиции" останется пустой.

А ведь если бы все пошло по сценарию властей, и несанкционированное мероприятие на Лубянке вылилось бы в массовую расправу, то на кого бы возложили всю полноту ответственности за происшедшее? Как думаете? На буревестника революции Пархоменко? Да Боже упаси! Почва была уже подготовлена, и абсолютно все сделано для того, чтобы обвинить в происшедшем "либеральную" фракцию КС.

В последние недели против нее раздавалось столько голосов, что это стало напоминать — уж если придерживаться выбранной метафоры — реальный птичий базар. Гвалт стоял неимоверный, крики неслись со всех сторон, причем в выражениях никто отнюдь не стеснялся, как и принято на базаре, и не только на птичьем. В ход шло все: от "отмороженных экстремистов" (перл Латыниной) до "похотливых старикашек" (дивное высказывание вечно юного Борового).

Не говоря уж об участии в этом Собчак, г-жи Альбац, того же Пархоменко, мадам Новодворской и разных птиц более низкого полета.

Собственно, весь этот хор голосов состоял из разных голов того самого дракона, мельком упомянутого в начале этого поста. Подобный разговор голов между собой создает стерео-эффект и иллюзию идеологического разнообразия. Впрочем, это — отдельная большая тема.

Идея же была абсолютно прозрачна и логична: создать "либералам" в КС репутацию безответственных политиканов, стремящихся к конфронтации в властью любой ценой, а, когда произойдет (не ими организованная!) бойня и народ в ужасе начнет оглядываться по сторонам и искать виновных, указать на них бестрепетным перстом как на основных виновников случившегося. Одним махом семерых побивахом, честное слово! Кого — посадить, кого — избить так, чтобы неповадно было впредь соваться в политику, кого — запугать, а кому — полностью разрушить репутацию, чтоб ни о какой политической деятельности еще много лет и думать не могли, а только отмывались от обвинений в "мракобесии" и безответственной амбициозности.

Хорошо все—таки, что у российского народа сохранился навык наблюдения за властями, и что этот навык не притупился со времен бесславной памяти СССР. Иначе, пожалуй, беды 15-го было бы не избежать. А так — есть надежда. Не говоря уж о том, что в квантовой физике есть такой удивительный принцип: сам факт наблюдения изменяет наблюдаемый объект. Интересно, правда?

Не то чтобы я всерьез рассчитывала, что российский правящий режим изменится от пристального наблюдения. Вряд ли, конечно. А если и изменится, то кто его еще знает, в какую сторону. Но сам эксперимент, мне кажется, стОит того, чтобы его проводить регулярно. А вдруг?! Осталось выяснить самое главное: если ласточки летают-таки низко и упорно предсказывают дождь, то можно ли, помахав на них, допустим, руками и заорав боевую песню, заставить их подняться повыше? И можно ли таким образом предотвратить нежелательный дождь? Судя по тому, что г-н Пархоменко перестал зазывать народ в лубянскую ловушку, видимо, можно! Какие перспективы открываются!

Елизавета Покровская

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены