Обложка сборника "Лимоноff"
  • 18-12-2012 (14:11)

Рок в ребро

Лимонова положили на музыку

update: 18-12-2012 (15:00)

"Лимоноff", сборник, двойной альбом, "Союз", 2012

Этот в высшей степени любопытный проект появился на новой волне популярности Эдуарда Лимонова, поднявшейся после неожиданного и шумного успеха его биографии в Европе. Три десятка песен на стихи поэта-писателя-политика были записаны рок-музыкантами, которые годятся ему в сыновья, а чаще во внуки. Тем самым они окончательно засвидетельствовали, что Лимонов — единственный в России человек его возраста, который может быть интересен молодым.

Состав исполнителей подобрался правильный, адекватный материалу. Никаких суперзвезд, но есть несколько видных и признанных фигур рок-андеграунда: Захар Май, "НОМ". Как "напарники" Лимонова от музыки они как раз то, что доктор прописал.

Открывается двойной альбом крепкой "Пулей", достойно исполненной "Разными людьми". Этот заслуженный рок-состав — мужчины серьезные, и первый выстрел удачный.

Контркультура
Музыкальные рецензии
По теме
Смотрите также
НОВОСТИ
Новость дня

Теперь у любителей классической "Любо, братцы, любо", особенно ее рок-версий, появилась альтернатива. По настроению и тексту очень похоже.

Дальше боевая "Вставай". Группа "Газон", быстрый и бойкий трэш- (или спид- ?) металл с женским вокалом. Нормально.

Чудесные "Маленькие люди" от Захара Мая. Напоминание о том, что Эди-бэби начинал как поэт-сентименталист и лирический бытописатель. Метко схваченные детали, проникновенный, но не чересчур "душещипательный" настрой. Та самая задушевность, но без пошлости.

Следующим номером идет "Хочешь", первая на альбоме песня группы "Адвокат Беляк". Сергей Беляк — вдохновитель всего проекта "Лимоноff". Можно убедиться, что юрист, представляющий интересы Лимонова и, между прочим, Жириновского, еще и талантливый музыкант. Его песни — здесь самые романтичные.

Вместо трека Александра Лаэртского почему-то пять секунд тишины. Возможно, к моменту составления альбома мэтр русского музыкального андеграунда уже не мог принять участие в проекте по состоянию здоровья.

Потом уместные "Барто", которым ожидаемо досталось одно из эротических стихотворений — "Опасные связи". Отнюдь не самое откровенное из написанного поэтом в этом роде, надо сказать. Что ж, может, так и правильнее.

Седьмым впервые идет неудачный трек. "Остаться" "Группы 38", похожей и на "Знаки", и на "Торбу на круче", и еще на тучу поп-рок-групп для подростков. Сам Э.Л. называет подобное нытье молодежи про любовь-морковь "п...страданиями". Трудно сказать, насколько удачно стихотворение, но вот о том, что из него сделали поп-панк для девочек а-ля "Звери", ничего хорошего не скажешь.

Настроение слушателю спешат поправить Shaggy Train, которые исполнили "Потерпевшего кораблекрушение" в стилистике классического хард-рока 1970-х. Получилась в полном смысле слова сюжетная баллада, которая адекватно вписалась бы в рок-оперу про пиратов. Неожиданно, масштабно, роскошно.

Опять Беляк с песней "Бактриа и Согдиана". Экзотика, красота, рай на земле, мечта о земле обетованной, нега и сладкие грезы под аккордеон. Строчка "Нежно стучат о земную кору Бактрия с Согдианой" — истинная драгоценность. Да ведь это как минимум не хуже, чем "Эльдорадо" на стихи Евгения Головина, записанное 15 лет назад "Ва-Банком".

Наконец, интригующая, конспирологическая "Под летней луной" от "Братьев по разуму" и просто шикарная "Девочка-лайка" от "Герр Либенкрафт & Klezmer Google Band", исполненная а-ля Billy's Band. А еще больше это похоже на петербургскую группу "Ла-Манш", которая специализируется на ретро-шансоне. То есть это такой стилизованный под шансон рок с текстом, переносящим нас на 100 лет назад, в революционную Россию. Здесь так и хочется сказать: "Это вам не Акунин и прочий "хруст французской булки"..." Кажется, про то время и его страсти лучше всего петь именно так и под такую музыку.

А через пару песен идет, пожалуй, самый неожиданный и парадоксальный номер всего этого сборника — Игорь Ясный и песня-поздравление "Мой друг". Нет, вы можете себе представить, чтобы текст Лимонова пел артист типа Григория Лепса, Стаса Михайлова или Игоря Корнелюка? А ведь это именно тот случай.

Развесистая, мажорная, ресторанная юбилейно-новогодняя баллада. Присутствие такой версии лимоновского творения на альбоме — настоящая ирония, вызов и смелый ход. Куда там до этого любым андеграундным и контркультурным экспериментам.

Состав исполнителей на втором диске частично повторяет тот, что на первом. Я бы выделил почти космогоническое по своему масштабу "Скоро" Виса Виталиса, "Ножик" Захара Мая (как и в первый раз, он выбрал очень проникновенное стихотворение с описанием предметов и бытовых подробностей), снова блистательные Shaggy Train и "Я слушал пение кастратов", умопомрачительную "Я бы тебе показал!" от Паука (вот уж без кого на этих двух дисках никак нельзя было обойтись), "Я — Эдуард!" почти гениального "НОМа", еще одну, вторую, с волынками, версию "Пули" "Адвоката Беляка" и, наконец, финальную "Красная армия всех сильней", напетую самим 69-летним Эдуардом Вениаминовичем. А вот "Анклав" и песня на стихотворение "Завоеватель не станет туристом" впечатления не произвели. Лишнее доказательство того, что акцентированный радикализм далеко не всегда бывает убедительным творчески.

В итоге получился симпатичный и в общем удачный проект. Среди этой подборки музыкальных композиций трудно найти те, что могли бы стать хитами (ближе всего к этому подошла, пожалуй, все та же "Пуля"), но нет и никаких несообразностей, ничего не притянуто за уши и не сидит криво.

Выяснилось, что поэзия Лимонова почти идеально ложится на рок- и альтернативную музыку. А еще у нас теперь есть нечто вроде лирического портрета этого героя и в музыкальном обрамлении.

Вообще "уместно", "удачно" и "адекватно" — это главные характеристики "Лимонoff'а". Теперь, когда альбом вышел, кажется, что его появление давно напрашивалось. Ведь Эдуард Лимонов всегда был самым рок-н-ролльным персонажем из тех, кто не имеет прямого отношения к музыке. Кажется даже, что он такой в России один.

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Антон Семикин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter