Придется мне еще раз коснуться этой истории с гражданином Депардиевым. Но теперь с другой стороны.

Вы ведь наверняка обратили внимание на реакцию нашей россиянской, извините за выражение, элиты. Стоило ВАЗФ (великому актеру земли французской) пожлобиться на налоги — и наше начальство забегало вокруг него на полусогнутых: "Не угодно ли гражданство-с? Квартиру? Дом? А может, министром культуры Мордовии быть желаете-с?". Впрочем, за последнее предложение я должен сказать спасибо. Оно мне обеспечило не менее получаса здорового смеха — и это в наше-то мрачное время.

А ведь в связи с этой историей не раз и даже не двадцать раз вспоминали о том, на какие мытарства приходится идти ради российского гражданства, не говоря уже о прочих ништяках. Но ВАЗФ что-то невнятно пробурчал — и наши тут же кинулись угождать ему. Причем обратите внимание: все это напоказ, под телекамеры.

Ладно бы это был, допустим, политэмигрант, которого французская Кровавая Гэбня преследует за его взгляды. Так ведь история-то — паскудней некуда. Депардье, насколько я помню, родился в нищей семье, жившей на социальное пособие. Теперь вот пособия нужны другим семьям — но эффективный и успешный ВАЗФ оплачивать их не желает. Не желает с такой силой, что ради этого готов даже стать русским патриотом и любить Путина. А наши-то этим гордятся, раскручивают эту историю.

Почему? Как-то в детстве я читал историческую книжку для детей же. Автора не помню, но книга была посвящена тяжелой жизни в буржуазном обществе царевны Ксении Годуновой. Там ее отец царь Борис по поводу помолвки этой самой Ксении с датским принцем (то есть лютеранином, бусурманином и просто нехорошим человеком) изрекает фразу, достойную отлияния в граните: "Я свою дочь за холопа не выдам, а в нашей земле все подо мной холопы". Вот то-то и оно. Наши звезды могут лизать власти сколь угодно глубоко — но что за удовольствие возвышаться над своими же холопами?

Отечественные знаменитости, от Машкова до Башмета, могут хвалить власть до хрипоты — но холопьи похвалы и плевка не стоят. А вот тот же Депардье - француз, и, следовательно, не холоп. Этим и ценен.

Пусть он в юности и был пацаном с раена, классическим гопником — но гопником-то не из какого-нибудь Замухранска, а из Шатору! Вы только вслушайтесь, как это звучит: Ша-то-ру! Потому-то и цена ему в десять раз выше, чем любой из российских знаменитостей, и в сто раз — чем любой из незнаменитостей. Прочим плюют в рожу, а ему — кланяются и говорят "спасибо".

Такой вот парадокс: чем сильнее холопство в России, тем ниже наша верхушка кланяется Западу. Уже, наверное, и сама понимает, что стала посмешищем — а все равно кланяется.

Илья Федосеев

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены