Я тут как-то задумался о том, каково социальное происхождение элиты советской исторической науки, т.е. именно тех людей, благодаря которым эта наука и развивалась. Много ли среди них было людей непосредственно рабоче-крестьянского происхождения, интеллигентов в первом поколении, грубо говоря, "Ломоносовых".

Оказалось, что на этот счет имеется некоторая цифирь. Л.А. Сидорова в статье "Советские историки послевоенного поколения: собирательный образ и индивидуализирующие черты" http://rudocs.exdat.com/docs/index-175973.html  на основе биографий более чем 1300 историков сделала следующие выводы:

Среди поколения 1896—1920 г.р. "служащие" — 58,5%, рабочие и крестьяне вместе — 40%, среди поколения 1921—1945 г.р. — "служащих" — 65,5%, рабочих и крестьян — 33,7%, наконец, среди поколения 1946—1965 г.р. — "служащих" уже 77,5%, рабочих и крестьян — всего 20,8%. Более-менее сходную картину дает и С.В. Волков только по востоковедам в своей работе "Советский интеллектуальный слой": в поколении 1911-1920 г.р. интеллигенты по происхождению составляли 56,8% (низший порог), а в поколении 1951—1960 г.р. — уже 92,7% http://swolkov.org/ins/t187.htm.

Т.е., вопреки социалистическим идеалам и мощнейшим усилиям советской власти  по дискриминации "бывших" и усиленному и льготному внедрению на истфаки "молодняка" от станка и от сохи, никакого равенства возможностей в СССР в данном случае не получилось — как и в дореволюционной России интеллигенция стала воспроизводить саму себя.

Кроме того, я провел небольшое личное исследование на основе биографий более 140 наиболее (мне) известных советских историков (мой критерий сов. историка в этом случае — тот, кто получил историческое образование уже при СВ). Что любопытно, по немалому их числу не удалось найти данных о соц. происхождении. Например, по византинисту Литаврину, или по античнику Утченко — что скорее склоняет к мысли об их не-рабоче-крестьянском происхождении. С другой стороны, были просто потрясающие открытия. Так, известный специалист по раннему христианству И.С. Свенцицкая оказалась...родной племянницей генерала Кутепова; византинистка З.В. Удальцова — дочерью кисловодского интеллигента-землевладельца;  византинист А.П. Каждан — родом из еврейского купечества; спец по Соборному Уложению А.Г. Маньков — сын обер-секретаря Сената; археолог С.П. Толстов — сын офицера лейб-гвардии Казачьего полка (дедушка вообще был генералом); историк-демограф Я.Е. Водарский оказался не евреем, а представителем дворянского рода (вероятно, польского), сыном инженера-гидротехника; Е.Д. Черменский, спец по началу 20 в. тоже оказался не евреем, а выходцом из священнического рода...

Не буду оглашать весь свой список, он занял бы слишком много места, приведу только имена тех крупных историков, которые имеют несомненное и непосредственное рабоче-крестьянское происхождение:

1.М.И. Артамонов (из крестьян).
2.Н.И. Павленко (из бедных "иногородних", живших на казачьих землях).
3.И.Д. Ковальчено (из крестьян).
4.А.Г. Кузьмин (из крестьян).
5.В.И. Буганов (из крестьян).
6.П.В. Волобуев (из крестьян).
7.А.М.Анфимов (из крестьян).
8.В.В. Седов (из рабочих).
9.Г.С. Кучеренко (из рабочих).
10.А.Я. Аврех (как ни странно, сын извозчика, — впрочем, здесь еще нужно разбираться: можно ли считать частный извоз вполне рабоче-крестьянским занятием).

Не густо что-то... Особенно поразительно мало рабочих для государства, где пролетариат — класс-гегемон.

А остальные — в подавляющем большинстве дети "служащих", причем из "бывших" (т.е. чья семья — или они сами — принадлежала к интеллигенции еще до революции) я насчитал не менее сорока человек (среди них, кроме упомянутых выше, — Л.В. Черепнин, Б.А. Рыбаков, Л.Н. Гумилев, А.Л. Нарочницкий, В.В. Мавродин, М.В. Нечкина, П.А. Зайончковский, И.М. Дьяконов, Н.В. Пигулевская, Н.А. Машкин и др.).

Думаю, сходная картина должна быть по всем гуманитарным наукам, да и по точным и естественным тоже, но на проверку этого тезиса у меня времени нет.

Я вовсе не к тому, что из рабочих и крестьян не могут в принципе произойти крупные ученые (этим я бы подрубал сук, на котором сам сижу, ибо мое-то происхождение по отцу совершенно рабоче-крестьянское), а к тому, что проблема "семейного старта" в науке чрезвычайно важна (опять же о своей семье: мама, дочь рабочего, уже была инженером, вращалась в своем НИИ среди интеллигентов, которые ей рекомендовали для меня книжки по истории — не было бы этого, может и не стал бы я историком).

Если ты растешь в среде, где с самых малых лет тебя окружают книги и разговоры о культуре, то даже со средними способностями ты легко в вузе переиграешь своего сверстника со столь же средними способностями, но выросшего в среде, где этого не было. Яркие таланты или гении — особый разговор. И в этом смысле "страна победившего социализма" мало чем отличается от стран "загнивающего капитализма".

Но, кстати, я призываю коллег—историков — если они кого-то вспомнят — добавлять имена в мой список крупных историков рабоче-крестьянского происхождения. Может я кого и забыл.

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены