"Кто бы из них ни победил, мы — погибли".

("Чужие против Хищников")

Никто, конечно, не обязан помнить ту давнишнюю киношную поделку, из которой взят заголовок и эпиграф к этому посту.  Давно это было, сюжет был построен по принципу великой детсадовской дилеммы "кто победит, если кит подерется со слоном", и вся эта мура совершенно заслуженно была где-то кем-то номинирована на "худший сиквел": может не всех времен и народов, но все-таки. Я и сама совершенно о нем забыла и, наверное, не вспомнила бы уже никогда, если бы не недавно завершившийся в Москве Гайдаровский форум.

Поскольку помнить такое действительно никто не обязан, скажу в двух словах в чем там дело. Две чрезвычайно злобные расы инопланетян  (одна — Хищники —  действует откровенно агрессивно и прямолинейно, им бы пострелять и поубивать; другая — Чужие — действует более коварно, проникая в организм своей жертвы и уничтожая ее изнутри) сталкиваются и вступают в борьбу. Под ногами у них путаются люди, которые обеим этими расам служат жертвами и расходным материалом. Люди пытаются что-то делать, как-то выкарабкаться из этого ужаса, но силы настолько неравны, что и звучит, наконец,  фраза, вынесенная в эпиграф.

Посмотрела я видео с Гайдаровского форума - показалось мне, что я, несомненно,  наблюдаю Чужих. Почитала о предполагаемой сдаче Чубайса силовикам — вспомнила Хищников . Да, вот такие у меня ассоциации. Что с ними прикажете делать? Получается, что этот пост — чисто импрессионистский. Если обычно я стараюсь приводить в поддержку своих высказываний доводы и аргументы, то сейчас я решила дать себе волю и писать по принципу "я так вижу!"  Ну, не только вижу. Еще и слышу, и думаю: все-таки привычка анализировать происходящее дает себя знать.  Так что получается нечто вроде свободного эссе "по мотивам реальных событий".

Впрочем, Хищники — Бог с ними совсем. Не о них сейчас речь. Да и писать о них особо нечего: методы силовиков действительно вполне прямолинейны и откровенны. Вот сислибы — совершенно другое дело. Их можно рассматривать и изучать практически бесконечно, поскольку и впрямь словно открывается окно в иной мир, где все правила логики, морали и даже элементарных приличий коренным образом отличаются от общепринятых человеческих. Отличаются настолько, что подчас это и словами—то описать трудно. Это, на самом деле, довольно странное, почти нереальное ощущение: казалось бы, люди "своего круга", образованные, говорящие на том же языке, вроде, даже воспитанные... Да что там! В зале Гайдаровского форума сидел как минимум один мой бывший приятель по институту (а, может, и не один, но про одного я знаю точно). А ощущение, несмотря на это,  точно такое же, как при просмотре документальных фильмов о чуждых культурах и цивилизациях. Совершенно непонятно, какова их логика, над чем они смеются, что для них важно, а что — нет.


Вот, например, эпизод (кстати, выложенный в Интернет от имени А.Чубайса), где ему задают вопрос о происхождении крупной частной собственности в современной России в результате приватизации 90х годов. Заданный ему вопрос г-н Чубайс игнорирует и произносит самовлюбленный монолог, сводящийся к тому, что:


а) частная собственность в России — понятие новое, а, значит, те, кто ее не имеют, элементарно не понимают что это такое;
б) та частная собственность, которая в России худо-бедно когда-то была, является результатом "распила" собственности государственной (ибо Петр I положил тому начало);
в) поезд ушел, собственность поделили, обратно не вернете, а попробуете вернуть — вам же будет хуже; и,
г) заканчивает все это барственным: "Потерпите!"  


Тут все — бред и ахинея. Если не сказать жестче: ложь и наглая пропаганда. Начиная с того, что он вообще не отвечает на заданный вопрос и кончая неконтролируемой самодовольной ухмылкой в момент, когда он с чувством глубокого удовлетворения отмечает, что, мол, все. Как поделили — так и поделили. Теперь терпите.


Или другой эпизод: тоже по поводу вопросов и ответов. Тут, честно говоря, вообще не знаешь, что и думать, настолько поражает, с одной стороны, "редкое убожество", а, с другой стороны, запредельное самолюбование как самого Чубайса, так и его коллег, сидящих рядом с ним на сцене.  Начинается эпизод прелестной шуткой председательствующего: "У нас тут порядок, а не демократия!" Это, как говорится, без комментариев. Затем следует запутанный вопрос о пропаганде "нынешних реформ", на который дается абсолютно такой же, ничего не значащий и путаный ответ. Последний же вопрос на тему, будет ли в ближайшее время допущена конкуренция в области электроэнергии, вызывает настоящий взрыв веселья на сцене!


Сам Чубайс описывает это так: "…разворачивается скоротечная, с дружескими подколами, дискуссия об итогах реформы электроэнергетики между мной и моим бывшим заместителем в РАО ЕЭС Михаилом Абызовым". Гораздо больше это похоже на радостный блиц-междусобойчик людей, прекрасно друг друга понимающих и знающих нечто, совершенно не рассчитанное на простаков, задающих вопросы или, того паче, наблюдающих за происходящим по видео.
И это, заметьте, происходит не где-нибудь, а на Гайдаровском форуме, в присутствии заранее отобранной и ангажированной аудитории! И все равно сцена (символическое пространство "лидеров") отделена от зала абсолютно непроницаемой стеной, пробить или преодолеть которую невозможно. При этом "сцена" совершенно не стесняется своей глупости, пошлости и презрения к аудитории! Персонажи на сцене, ведут себя точно так же, как принято себя вести с прислугой: совершенно свободно, точно ее и нет в комнате. На задаваемые вопросы можно отвечать так, как левая пятка захочет или не отвечать совсем. Можно заткнуть (у нас не демократия), можно, в конце концов, метафорически поковыривая в зубах зубочисткой после сытного обеда, самодовольно подтвердить, что да, наворовали, но это — нормально, все так делают. Да и что теперь думать об этом если наворованного все равно не вернешь: хуже, мол, будет.


Не буду давать еще и еще ссылки на аналогичные видео с Гайдаровского форума. Они однообразны и довольно скоро становятся утомительны: все те же дорогие костюмы и галстуки, все те же глаза, лица и речи, вызывающие в памяти триаду прилагательных-исключений "стеклянный-оловянный-деревянный". Все тот же клуб выхоленных бар на сцене и зрительный зал, страстно желающий приобщиться таинства, но по большей части грубо от него отталкиваемый с недвусмысленными пожеланиями знать свое место.
Если таково отношение сислибовских лидеров к своим сподвижникам и соратникам, то воображение мое просто отказывает, когда я пытаюсь себе представить, как они могут относиться к обычным гражданам России. Видимо, именно так, как Чужие относились к людям. Впрочем, сислибы это и сами озвучили, называя людей "ресурсом". Исключительно точное слово, расставляющее все акценты самым безжалостным образом.


Собственно, образ "Чужих" пришел мне в голову именно в тот момент, когда я поняла, что для того, чтобы описать поведение Чубайса и Ко у меня элементарно не хватает слов. Я не претендую на словарный запас шекпировского уровня, но, как правило, если я хочу что-то описать, у меня это получается более—менее узнаваемо. В данном же случае я ощущаю полную лексическую беспомощность, потому что любое определение того, что я наблюдала на Ютьюбе, сводится к приставке "анти".  Это не аморальность, поскольку аморальность есть вполне определенное, человеческое понятие: это "анти-моральность", то есть отсутствие морали как таковой, во всяком случае отсутствие ее в понятных нам формах. Это не лживость, как ее понимают в обыденном смысле, то есть заведомое утверждение ложных фактов или аргументов: это "анти-правда", то есть отсутствие самого понятия правды как такового, по крайней мере, в формах, доступных нашему пониманию. И так — во всем, что касается самых основных принципов человеческого существования: для них не существуют (по крайней мере, в нашем понимании) такие, казалось бы, универсальные понятия, как "закон", "договор", "ответственность за содеянное".


Поэтому когда кто-то начинает говорить о возможности переговоров с сислибами по поводу "сдачи Путина", передачи власти и тому подобных предметов, у меня это вызывает ужас почти на физиологическом уровне. Это все равно, что пытаться вести переговоры с марсианами из Уэллсовской "Войны миров". Может, у тех марсиан и была какая-то своя этика, свои принципы и своя правда, но договоров с ними быть не могло, поскольку отсутствовали сами основы, на которых можно было о чем-то договариваться. Как ни дико это покажется, точно так же отсутствует всякая основа для переговоров с сислибами, по крайней мере с их верхушкой в лице Чубайса и Ко. Многих вводит в заблуждение то, что они как бы говорят на том же языке, что и мы, и что фразы, ими произносимые, на первый взгляд имеют какой-то смысл. На самом деле это — иллюзия. У них есть только один реальный язык: тот, на котором они общаются между собой. Взрыв веселья по поводу вопроса об электроэнергии дал нам всем возможность на несколько секунд увидеть их в момент такого общения. Друг друга они понимают и без слов. А то, что по необходимости говорится "на публику", не имеет для них ровно никакого смысла и абсолютно никакой ценности. Само интересное в этом то, что они не притворяются: они совершенно искренне не понимают, что такого самоценного в понятии "договор" или "закон".  Этого не изменить ни разъяснениями, ни даже устрашениями. Страх преходящ, а разъяснения тут совершенно бесполезны.


Сейчас, конечно, может создаться впечатление, что Хищникам удалось так припугнуть Чужих, что они готовы даже и на союз с людьми пойти, перестать их использовать как "ресурс" и вообще перейти на вегетарианский образ жизни. Тем, кому такой вариант развития событий кажется вероятным, рекомендую все-таки набраться терпения и посмотреть фильм, на который я тут так много ссылаюсь. В нынешнем контексте эта несложная страшилка поднимается едва ли не до высот притчи. Почему? Расскажу конец, так и быть. В конце последний Хищник убивает последнего Чужого, но и сам погибает от смертельных ран. Прилетевшие за ним сородичи заключают с людьми что-то вроде благородного перемирия и забирают с собой тело покойного. Ура? Оптимизм торжествует? Ан нет. Последний кадр: на улетающем к звездам корабле Хищников тело погибшего внезапно содрогается, и из него... вылупляется гибрид, сочетающий в себе все самые жуткие качества обеих рас: ЧУЖЕХИЩНИК!


Кто скажет, что это — не притча, которую всем нам неплохо бы иметь в виду?
(Я же предупреждала, что пост — импрессионистский!)

 

Елизавета Покровская

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены