Недавно патриарх Московский и всея Руси Кирилл и российский президент Владимир Путин почти одновременно высказались по идеологическим вопросам. Направленность их высказываний определенно совпадает, и говорили они об одном и том же идеале.

Патриарх 24 января на открытии Рождественских чтений в Кремлевском дворце съездов заявил: "За прошедший год в развитии православного образования в Российской Федерации сделан важный шаг: во всех школах, пока, правда, только в четвертых классах, родители получили возможность избирать для изучения их детьми предмет "Основы православной культуры". И хотя значение этого события переоценить сложно, все еще остается ряд проблем, которые нам предстоит решать в наступившем году совместно с органами власти, педагогами, представителями других религиозных общин России.

Так, например, серьезное беспокойство вызывает ситуация с введением курса "Основы религиозных культур и светской этики" в столице.

В Московской городской епархии лишь 23,4% родителей учащихся выбрали "Основы православной культуры". Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу. Поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля для своих детей, включая православную культуру. Это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образованием понятий "светскости" государства, а также оказания ими давления на родителей, с тем чтобы они выбрали для своих детей "Основы светской этики" или "Основы мировых религиозных культур".

Президент 1 февраля на встрече с участниками Архиерейского собора РПЦ в храме Христа Спасителя отметил: "РПЦ и другие религии должны получить право больше участвовать в общественной жизни, это позволит сохранить светский характер государства, не допуская вульгарного понимания этого понятия…

Религиозные деятели должны стать духовными наставниками в таких сферах, как "поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, решение социальных проблем, которых очень и очень много, укрепление патриотического духа вооруженных сил".

Хочется все-таки понять, к чему устремлена и что предлагает обществу и людям идеология, логика и перспектива настойчиво развиваемых президентом и патриархом церковно-государственных отношений? Откровенно, подробно и интересно прописанный идеал и картина будущего (будущей) России на базе национально-государственно-религиозной "симфонии" и тесных церковно-государственных отношений уже разработан, с ним может познакомиться каждый желающий. Чтобы понять и узнать, в чем заключается этот идеал, достаточно открыть в Интернете и почитать http://www.polit.ru/article/2006/02/02/bukvar "Букварь городской Руси". Этот "Букварь" был создан Институтом национальной модели экономики под руководством Виталия Найшуля.

Уважаемые читатели, знакомство с моделью будущей (будущего) России займет у Вас по "Букварю городской Руси" 10–15 минут, но содержание того стоит! Обратите внимание на перечень разделов: "Царь", "Русские люди. Околоток. Благолепие", "Земля. Единство", "Отечество. Cлава", "Русь. Благоденствие", "Суд. Правда", "Церковь. Благочестие", "Держава. Добродетели", "Царство. Мир", "Русский человек", "Другие люди". В этом тексте — квинтэссенция всего, что уже сказали и что пока не говорят, но в будущем, по всей видимости, непременно скажут и патриарх, и президент. Авторам "Букваря" удалось создать яркую, логически довольно полную и выстроенную, целостную картину всего комплекса общественных отношений, норм поведения, государственного порядка, наступления которого в России они сами и, думаю, патриарх и президент хотят и желают.

Описанные в "Букваре" общественные отношения, общественная мораль, государственный порядок поразительно созвучны идеологии и идеалу будущей (будущего) России, который президент и патриарх настойчиво реализуют и пропагандируют и куда тихой сапой постепенно вписывают и загоняют каждого жителя страны независимо от его желания.

Где найти "стоп-кран" и как им воспользоваться, с чем и с какими словами интеллигенции следует обратиться к людям, к народу, к обществу, чтобы освободить себя, Россию, каждого человека от морока национально-государственно-религиозной идеологии, а заодно и от президента и патриарха, проповедующих и исповедующих господские идеалы?

Самый лучший ответ на этот вопрос (из известных мне) дает в своих мемуарах писатель Салман Рушди. Позволю себе привести этот выстраданный Рушди простой, благородный и умный ответ. Прошу прощения за размер цитируемого отрывка, он того стоит.

"В сердцевине спора по поводу "Шайтанских аятов" стоит вопрос чрезвычайной глубины и важности: кому должна принадлежать власть над повествованием? Кто имеет — кто должен иметь — право не только рассказывать истории, с которыми и в которых мы все живем, но и определять, как эти истории можно рассказывать? Ибо рядом с этими историями, с так называемыми великими повествованиями, и внутри них живет каждый из нас. Нация — одна история, семья — другая, религия — третья… Есть единственно верный ответ на этот вопрос: такое право имеют — или должны иметь — все без исключения. Мы все должны иметь возможность требовать великие повествования к ответу, спорить с ними, высмеивать их, настаивать, чтобы они изменялись, отражая меняющееся время. Мы должны быть вольны говорить о них почтительно, непочтительно, страстно, язвительно — как угодно. Это наше право как членов открытого общества… В свободном обществе дискуссия по поводу великих повествований не утихает никогда. Дискуссия и есть свобода. А вот в закрытом обществе те, кому принадлежит политическая или идеологическая власть, неизменно стремятся пресечь эти споры. Мы расскажем вам всю историю, говорят они, и мы вам объясним, что она означает. Мы вам объясним, как эту историю надлежит рассказывать, и вам запрещается рассказывать ее по-другому. Если вам не нравится, как мы ее рассказываем, вы — враги государства или верооступники. У вас нет никаких прав. Горе вам! Мы явимся по вашу душу, и вы узнаете, какова цена вашего отщепенства".

Власть над тем, как и кто имеет право рассказывать великие повествования о православной религии и церкви, об их роли в жизни нации и государства, о том, какую роль религия и церковь играли прежде и играют сегодня, в России "нахрапом" присвоили себе Путин (правящая государством верхушка) и Кирилл (верхушка РПЦ).

Интеллигенция может освободить себя, общество и народ от идеологического, а затем и политического подчинения корыстным интересам нечестных правителей.

Для этого она должна подвергать сомнению и свободно, честно обсуждать все, что говорится в школах и вузах, что публикуется в СМИ по поводу основ православной культуры, роли православия в российской истории, роли церкви и православия в формировании национального характера, роли православия и церкви в государственной жизни. Это необходимо и этого достаточно.

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter