ЛДПР, вот уже лет десять успешно изображающая в Думе роль оппозиционной партии, порадовала любителей абсурдистики очередной новинкой. Ее депутат, Литвинцев, Дмитрий Алексеевич, 1971 г. рождения, житель Сталинграда (простите, все еще Волгограда), выступил с почином, перед которым меркнут последние шедевризмы обезумевших законодателей. Защищая сирот от родителей, натуралов от извращенцев, политиков от клеветников, а верующих от неверующих, они добрались и до кинозрителей.

Памятуя, что отечественное кино является для нас важнейшим из всех видом искусств, Литвинцев предложил защитить его (кино) от иностранного, а точнее, от американского и европейского; а если еще точнее, он предложил (1) запретить российскому зрителю смотреть слишком много иностранных фильмов; (2) заставить этого зрителя смотреть отечественную кинопродукцию; и (3) не дозволять иностранцам производить свои иностранные фильмы на нашей гостеприимной Родине, которая под руководством Путина так решительно и успешно интегрируется в мировое сообщество. Весь этот бред лаконично, но величаво именуется законопроектом "О кинематографии в Российской Федерации" и был 6 февраля представлен главному думовцу Нарышкину.

Написанное чугунным языком наркомовских декретов, детище Литвинцева гласит:

"На всей территории Российской Федерации разрешено производить национальные фильмы и фильмы совместного производства ... При создании фильма на территории Российской Федерации в состав актеров должны входить не менее 60 процентов лиц, являющихся гражданами Российской Федерации. В состав остальных создателей фильма должны входить не менее 40 процентов лиц, являющихся гражданами Российской Федерации".

Дав указание, что художественная ценность фильма должна определяться по паспорту, законопроект переходит к заботе о нравственности граждан, столь тревожащей последнее время умы парламентариев, и поясняет, что можно показывать российскому кинозрителю, а что нельзя:

"Любой фильм, содержащий следующие сцены, не подлежит классификации и в их регистрации будет отказано:

  • демонстрация сексуального насилия, сцены, пропагандирующие
  • порнографию, культ насилия и жестокости;
  • методы изготовления и применения оружия ....;
  • сцены, прославляющие шовинизм и национальную исключительность;
  • расизм, пропагандирующие войны и конфликты, призывы к свержению существующего политического строя;
  • сцены, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм;
  • другую экстремистскую деятельность;
  • сцены курения;
  • сцены употребления несовершеннолетними спиртных напитков, в том числе пива....

А какой выход? Русский человек ведь, по мнению патриота Литвинцева, непроходимо глуп и сам не разберется в том, что такое хорошо и что такое плохо. Так что теперь мы не увидим на отечественном экране ни то, как куют меч-кладенец Илье Муромцу (изготовление оружия), ни поединок Пересвета с Челубеем, ни даже оборону Сталинграда, родного города автора этого опуса (методы применения оружия). Сталин в исторических эпопеях будет не "Герцеговину Флор" набивать в трубку, а жевать жвачку, а хулиганы-подростки в криминальных драмах будут распивать в подворотнях чай из горла, закусывая бубликами.

Ну да ладно. Дальше — круче. Лавры Геббельса явно не дают Литвинцеву покоя, и он выносит приговор зарубежному кинематографу:

"Доля фильмов иностранного производства, допускаемых к прокату и показу на территории Российской Федерации, не может превышать 20 процентов от числа всех фильмов, допускаемых к прокату и показу на территории Российской Федерации в течение года".

Интерес Литвинцева к кинематографу не случаен. В свое время он работал в дочернем предприятии Волжского Трубного Завода в должности руководителя службы снабжения и сбыта, потом закончил университет, где изучал финансовый менеджмент, а недавно закончил Факультет Продюсерства и Экономики ВГИКа (возможно, заочно). Ну, и самое главное, Литвинцев — как бы патриот. Ему больно видеть, в какой яме находится отечественный кинематограф, и обидно, что зритель с бóльшим интересом относится к голливудским, итальянским и французским фильмам. Опираясь на свой экономический опыт, Литвинцев решил административно-командными методами восстановить справедливость.

Если законопроект будет принят (а последнее время принимается и не такая абракадабра), то репертуары всех кинотеатров страны будут на 80% состоять из российских фильмов. На всяких вуди алленов, николь кидман, робертов дениро, аль пачино, клодов лелюшей, михаэлей ханеке, аки каурисмяки, чжанов имоу, такеши китано и прочую мелочугу останется 20%. А что будет вместо этого? Смотрю список лучших российских фильмов за 2012 год на сайте imhonet.ru:

  • военная драма "Снайперы: любовь под прицелом" (реж. Зиновий Ройзман)
  • комедия "Клубничный рай" (реж. Сергей Гиргель)
  • остросюжетная драма "Конвой" (реж. Алексей Мизгирев)
  • эксцентричная комедия "Соловей-разбойник" (реж. Сергей Баранов)
  • приключенческая комедия "Джунгли" (реж. Александр Войтинский)
  • мелодрама "Пока ночь не разлучит" (реж. Борис Хлебников)
  • лирическая комедия "Человек из банки" (реж. Иван Кульнев)
  • бытовая комедия "Мужчина с гарантией" (реж. Артем Аксененко).

И вот этими шедеврами Литвинцев хочет заполнить эстетическое сознание россиян. Причем есть у меня подозрение, что сам он как выпускник ВГИКа будет все-таки отдавать предпочтение зарубежному кино и втихаря, пусть даже через замочную скважину смотреть то, что доставляет удовольствие, а не то, что требуется по идеологической разнарядке — как номенклатурщики в Министерстве Культуры СССР, которые на своих закрытых просмотрах восхищались голливудскими блокбастерами, а потом дружно соглашались, что народу такое показывать нельзя.

Нет, ничему не научили Литвинцева его университеты. Вспоминается эмоциональная реплика Шарапова, обращенная к Горбатому в логове "Черной кошки": "Ну, граждане мазурики, вы же не лихостью одной проживаете, но и умом тоже!" Так куда подевался ум депутат Литвинцева? Наверное, туда же, куда ум Лаховой, Афанасьевой, Сидякина, Шлегеля, Горячевой, Железняка и еще пары сотен гениев, решивших доконать Россию.

Неужели депутат не понимает, что, обязав российских продюсеров производить больше кинотовара и приказав прокатчикам увеличить долю российских фильмов с 13% до 80%, он не поднимет качество российского кинематографа? Количество здесь никак не перейдет в качество.

Неужели непонятно, что посадив зарубежный кинематограф за решетку 20-процентной квоты, он не сделает российскую киноиндустрию более конкурентоспособной? Наоборот, он убьет в ней остатки способности конкурировать и окончательно похоронит. Законопроект Литвинцева — смертный приговор российскому кинопрокату.

Прокатчики предпочитают зарубежные фильмы, потому что те пользуются большей популярностью у зрителя. А популярностью они пользуются, потому что отличаются более высоким уровнем — режиссерским, актерским, продюсерским. Поднимать качество российского кинематографа нужно не батогами и не указкой, а развитием институтов кинематографии, финансовой поддержкой российским кинокомпаниям, грантами своим режиссерам, до которых правительству нет никакого дела. Но нет, для нашей власти эти слишком дорого и долго. Она в путинской своей простоте предпочитает тащить траву за стебли, чтоб быстрей росла и растягивать крылья журавлям, чтобы лучше летали. Но стебли от этого рвутся, журавли гибнут, а с российской киноиндустрией произойдет вот что:

Количество низкопробной продукции домашнего разлива увеличится в разы (именно это происходило в британской киноиндустрии в 30-е гг). Обескураженные 80-процентным засильем этой продукции, зрители почти перестанут ходить в кинотеатры. Кинотеатры начнут закрываться. Приобщаться к новинкам мирового киноискусства мы будем дома, у ДВД-плэйеров или мониторов компьютеров.

Тужась проявить образованность, Литвинцев пускает народу пыль в глаза и многозначительно поясняет в своем законопроекте: в Великобритании, Франции, Индии и других странах, что якобы позволило этим странам добиться высоких кинематографических достижений. То есть, мало того, что Литвинцев — неуч, так еще и врун. В Великобритании в 1927 г. был действительно принят Cinematograph Films Act, устанавливающий квоты на зарубежную кинопродукцию, но это привело к кризису британского кино: стали штамповаться "квотные быструшки" (quota quickies). В результате уже в 1938 этот закон был либерализирован, а в 1960 г. отменен. Что касается Франции, то на сегодняшний день там даже нет лимита на не-французскую кинопродукцию, хотя и есть лимит на кинопродукцию не-евросоюзного происхождения (40%). Другими словами, итальянские, английские, испанские, чешские, немецкие, греческие, австрийские, польские, венгерские, норвежские, голландские итд фильмы демонстрируются вне квот. Так что и Великобританию, и Францию Литвинцев приплел к своему фашиствующему ордонансу ни к селу, ни к городу.

Ну, а напоследок — вот еще несколько идей для волгоградского депутата. Зачем, в самом деле, ограничиваться кинематографом? Иностранцам надо запретить не только снимать фильмы в России, но и строить дома, производить автопродукцию, и заниматься уборкой улиц. Это повысит конкурентоспособность российской экономики.

Процент продукции электронной промышленности, автомобильной промышленности и медицинской промышленности не должен превышать 20%. Это усилит позиции этих индустрий, как на внутреннем, так и на международном рынке.

Процент лекарственных препараторов, изготовленных по технологиям иностранных фармакологических компаний, не должен превышать 20%. Это усилит эффективность российских препаратов.

Процент пьес, опер, оперетт и балетов иностранных драматургов и композиторов в репертуаре российских театров не должен превышать 20%. Это принесет широкое международное признание отечественному исполнительскому искусству и поднимет кассовые сборы отечественных театров.

Процент произведений художественной и научно-исследовательской литературы, созданной нероссийскими авторами и издаваемой на территории России, не должен превышать 20%. Это увеличит популярность отечественных авторов и укрепит позиции России, как в мировой литературе, так и в мировой науке.

Процент работ иностранных живописцев и скульпторов в музейных экспозициях российских музеев не должен превышать 20%, что усилит качество отечественного изобразительного искусства, а также увеличит посещаемость российских музеев и выставок.

Процент иностранных тренеров и игроков в спортивных командах следует сократить до тех же 20%. Это позволит российским командам добиться бóльших успехов на международной арене.

И самое главное. Вот рецепт того, как обеспечить нашему обескровленному чиновниками спорту победу на грядущей полуторатриллионной, самой дорогой зимней олимпиаде в истории. Процент иностранных спортсменов, допущенных к участию на соревнованиях в Сочи, также не должен превышать 20%. Остальным надо будет отказать в визах или поручить думским мракобесам придумать еще что-нибудь в этом роде. Уверен, что они не подкачают.

Леонид Сторч

"Эхо Москвы"

! Орфография и стилистика автора сохранены