Я прекрасно понимаю, что Закон об общественном контроле — это скучно для большинства до зубовного скрежета. Здесь нет ничего ни о сексе, ни о приключениях на других планетах. Но тем не менее, это то, что может помочь нашей стране, на нашей планете, и это та реальность, в которой нам приходится жить и менять ее.

Брюс Уиллис запаниковал бы, если бы ему предложили спасти страну с помощью общественного контроля. Он предпочел бы размозжить десятка два черепушек или взорвать большую каменюгу, летящую к планете, нежели каждый день после работы вместо просмотра телевизора запрашивать документы у местных органов власти или управляющих компаний в ЖКХ. И тем не менее, тот, кто это делает, круче Брюса Уиллиса.

Как я уже неоднократно писала, с лета 2011 года наша рабочая группа при Совете по правам человека и развитию гражданского общества разрабатывала Закон об общественном контроле в РФ. Меня включили в эту группу в качестве единственного представителя от оппозиции.

На самом деле, больше ни у кого ни во власти, ни в оппозиции не было такого практического опыта в общественном контроле и его организации, как у меня. И, вот, мы этот закон разработали.

А потом его забрали в Общественную палату и, выйдя из нее, закон был как побывавший в гестапо. Из него выхолостили все, что можно и нельзя.

И при этом сказали, что закон теперь будет называться "Об основах общественного контроля в РФ", а субъекты РФ должны будут сами для себя делать законы в его развитие. Поэтому я воспользовалась этим случаем и состряпала "Закон об общественном контроле в городе Москве", куда добавила кое-какие важные вещи, и свои положения, безжалостной рукой гестапо выдранных из первоначального варианта, как ногти партизан.

Главных положений (естественно, выдранных), на мой взгляд, три:

1) Граждане имеют право участвовать в осуществлении общественного контроля как непосредственно, так и опосредованно, в том числе в составе общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, инициативных групп. Этот пункт вообще был вымаран, т.к. нечего гражданам и негосударственным организациям зариться на общественный контроль по мнению ГПУ (Государственное правовое управление, а не то, что Вы подумали — хотя суть та же).

2) Общественному контролю подлежат все средства бюджета города Москвы, используемые коммерческими или некоммерческими организациями любых форм собственности. (Сейчас невозможно проверить бюджетные средства, используемые коммерческими компаниями или даже некоммерческими — можно проверять только государственные контракты до тех пор, пока они не уходят на уровень субподрядчиков — а ведь всем известно, что все откаты совершаются именно там).

3) Должностное лицо, препятствующее получению запрашиваемой субъектами общественного контроля информации о расходовании бюджетных средств или скрывающее запрашиваемую информацию о расходовании бюджетных средств, подлежит уголовной ответственности как за хищение бюджетных средств в размере скрываемой суммы расходования бюджетных средств. (Сейчас вообще никакой ответственности не наступает, значит, закон будет иметь больше пользы, если его оставить в туалете).

Заявляю со всей ответственностью, что с помощью этих положений, если их правильно применять и не вставлять общественному контролю палки в колеса, можно сократить коррупцию по меньшей мере на 60% за полтора-два года. Сейчас коррупция сжирает, по самым скромным подсчетам, около 5 трлн.рублей в год. И 3 трлн.руб. Можно было бы спасти. Есть, ради чего постараться. Закон будем выносить на московский референдум, сбор инициативной группы по проведению которого назначен на 23 марта.

С законопроектом можно ознакомиться здесь.

Наталья Чернышева

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены