Печальная статья Елизаветы Покровской о том, что КС оппозиции толком не может принимать решения из-за своего же регламента, завершается известным обвинением "лоялистов" во главе с Ксенией Собчак и почему-то (?!) примкнувших к ним навальновцев. Обвиняются же они в том, что, не сумев поставить КС под свой контроль, решили заблокировать саму возможность принятия им решений, возможность действовать, что неминуемо ведет к дискредитации этого органа, а может быть, и самой идеи КС.

Политическое противостояние в совете давно известно и осознано самими его участниками как ситуация "протопарламента", в котором не может быть единомыслия, а законны и оправданы дискуссии. При этом упускается из виду, что

собрания равноправных депутатов всегда были и будут плохо приспособлены для действия — реализации какой-либо политической стратегии.

В своем жестком стиле на это указал мудрый Владимир Буковский: "Я считаю, что Координационный совет — большая ошибка оппозиции. Это абсолютно бессмысленная трата времени и сил. Организация из 45 человек не способна работать и принимать решения".

Похоже, члены КС изначально поддались наивному и прекраснодушному соблазну "от противного": "Путинский режим закрыт, секретен, вертикален и авторитарен, а у нас все будет по максимуму открыто, равноправно и демократично!"

Забытой оказалась одна существенная "деталь" — разделение властей. Понятно, что при внешней декоративности такого разделения оно практически элиминировано в нынешнем режиме: ближний круг и администрация президента Путина управляют (успешно или нет — другой вопрос) и правительством, и Совбезом, и обеими палатами Федерального Собрания, и всей судебной системой.

Здесь как раз тот редкий случай, когда принцип "от противного" полезен: "У вас нет, по сути дела, никакого разделения властей, а у нас будет!"

Наверное, нынешнему составу КС надо доработать до конца срока, чтобы всем уже стали очевидны недостатки его внутренней организации (а не только неизбежные разногласия). О принципах же построения и работы будущего КС надо думать уже сейчас.

Пусть избранные равноправные депутаты вновь составляют КС, но уже с четкими обязанностями протопарламента,

призванного разрабатывать, принимать, корректировать общую программу (стратегию, важнейшие цели и принципы), разрабатывать и выносить в публичное пространство альтернативные законопроекты, включая поправки в Конституцию, а также составлять правила собственной работы (регламент, устав).

Под эту программу КС из своего состава избирает главу исполнительного комитета (аналог премьер-министра), который уже сам формирует дееспособную оргструктуру с функциональными подразделениями и набирает свою команду.

Пусть это противоречит идеалу "свободных горизонтальных сетевых структур", но вовсе не отрицает сами эти структуры, зато вносит столь необходимые ответственность, организационный контроль и эффективность.

КС уже переполнен конфликтами, многие из которых прорываются в публичное пространство и, как правило, подрывают авторитет самого совета. Неявки членов КС на заседания, отлынивание от работы пока остаются совершенно безнаказанными. Значит, нужен некий аналог суда, выносящего решения на основе принятых правил, выявляющего прорехи в регламенте, когда таких правил не достает.

Николай Розов

! Орфография и стилистика автора сохранены