В Коммерсанте вышла статья, посвященная нашим поправкам в Устав города Москвы.
Этих поправок депутаты Мосгордумы испугались, как черт ладана, и стали наперебой пытаться высказаться на эту тему.
Они реально завелись.
Один единоросс даже звонил мне и интересовался, не первоапрельская ли эта шутка. Нет, это далеко не шутка.
Они же прекрасно понимают, что это делать надо, потому что нынешняя система в Москве не соответствует ничему — ни Конституции РФ, ни Европейской Хартии местного самоуправления, которая говорит, что управлять надо в интересах местного сообщества, а не в интересах высшего начальства по вертикали власти.
Особенно их задело предложение о ликвидации префектур и управ, которое они объявили революционным. Ну, правильно — давайте все то, что способствует переходу к нормальному состоянию, объявлять революционным, и консервировать уродливую систему по принципу "а вдруг все развалится". Конечно, развалится — развалится ваша пресловутая вертикаль власти, где передаются откаты по пищевой цепочке.

Я уже сегодня давала интервью на РСН и Сити-ФМ, и на завтра меня пригласили на Сити-ФМ на большую часовую программу.
Надеюсь, мне удастся все аргументированно объяснить.

Что касается того, что "наступит хаос", если все районы будут управляться разрозненно. Тезис о пресловутом "единстве городского хозяйства" — это большой миф, который, если и имел право на существование лет 10-15 назад, то сейчас он уже не проходит в качестве аргумента. Тем более, что общегородские функции все останутся в ведении правительства Москвы.

Весь вопрос в том, что вертикали очень не хочется отдавать денежки местному самоуправлению, поэтому они и выдумывают, будто люди сами ничего не мгут, и им нужен поводырь от государственной власти.

Напомню, что, когда мы требовали смены власти в Зюзино на народную и собрали несколько тысяч подписей жителей Зюзино под обращением, мы не просто хотели, чтобы нам сменили главу управы. Мы подготовили свой список из жителей для замен на все должности администрации.

Но очень хорошо, что эта тема пошла в народ. Теперь есть шанс доказать и отстоять нашу позицию в честном споре. Во всяком случае, аргументированно объяснить людям, какие преимущества они получат, если власть будет их, а не чужая. И пусть поймут, что у власти нет никаких аргументов, кроме "революционности".

Да, никто и не обещает, что поначалу будет нелегко. Но так есть шанс перейти к нормальной системе, практикуемой в развитых странах. Нельзя научиться ездить на велоспеде, не набив шишек. А если власти пытаются запереть от нас этот велосипед в сарай на сто замков, то мы его все равно у них отберем. И научимся. И поедем.

Ниже — сами наши "революционные" поправки в Устав города Москвы, причем с подробными пояснениями.

Материалы к проекту Закона города Москвы

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты города Москвы в целях развития местного самоуправления в городе Москве"

Ниже изложены основные концептуальные поправки в Устав города Москвы, которые необходимо внести для проведения комплексной реформы государственного управления и самоуправления в городе Москве.
Цели данной реформы предлагается изложить в преамбуле к Закону — см. ниже.
Помимо внесения изменений в Устав города Москвы потребуется существенно изменить московское законодательство о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, бюджетном процессе. Разработка и обсуждение этого пакета поправок – следующий этап, на данный момент необходимо прийти к согласию относительно концепции в целом и внесения изменений в Устав города Москвы.

Преамбула
Настоящий закон принят в целях
реализации положений Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55—ФЗ;
повышения авторитета и значимости органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве;
повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по вопросам местного значения и реализации переданных полномочий города Москвы;
приведения правовых актов города Москвы в соответствие с федеральными законами.


Глава 1. О внесении изменений в Устав города Москвы

1. Часть 4 статьи 5 "Органы государственной власти города Москвы" исключить.

Пояснение: частью 4 статьи 5 Устава города Москвы установлено:
"Исполнительными органами государственной власти города Москвы (органами исполнительной власти города Москвы) являются Правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти".
Во-первых, территориальные органы исполнительной власти (управы и префектуры) подменяют собой представительные и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления и поэтапно должны быть упразднены с передачей предметов ведения и полномочий органам местного самоуправления.
Во-вторых, статус Правительства Москвы установлен частью 3 статьи 5 Устава города Москвы: "Высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы является Правительство Москвы", поэтому в повторении данного утверждения нет необходимости.

2. Статью 13 "Полномочия города Москвы" изложить в следующей редакции:

К полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится:
а) принятие и изменение Устава, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы;
б) административно-территориальное устройство города Москвы;
в) установление системы органов государственной власти города Москвы, порядок их организации и деятельности; формирование органов государственной власти города Москвы;
г) установление основ политики города Москвы, принятие и исполнение городских программ в области экономического, архитектурного, экологического, социального, культурного и иного развития города Москвы;
д) финансово-кредитная, налоговая политика и организация бюджетного процесса в городе Москве;
е) управление и распоряжение государственной собственностью города Москвы;
ж) дороги, транспорт, пути сообщения города Москвы и связь;
з) договоры с субъектами Российской Федерации, международные, внешнеэкономические и культурные связи;
и) учреждение наград, премий и почетных званий города Москвы, установление условий и порядка их присвоения и награждения;
к) регулирование организации местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством
л) охрана памятников истории и культуры;
м) организация государственной гражданской службы города Москвы и участие в регулировании муниципальной службы в городе Москве;
н) иные вопросы, не отнесенные к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а также к ведению муниципальных образований города Москвы.

Пояснение: основные полномочия в сферах градостроительства, благоустройства, ЖКХ, озеленения, образования и культуры, природопользования и других жизненно важных сферах городской жизни передаются органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.
Например: основные вопросы градостроительной деятельности (утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на размещение наружной рекламы и проч.) решаются органами местного самоуправления.
Органами государственной власти города Москвы принимаются решения об утверждении документов территориального планирования в порядке, установленном статьями 9-16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данными статьями установлен порядок разработки и принятия документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в ведении органов государственной власти города Москвы остаются общегородские объекты (например, ГУП "Московский метрополитен") и городские программы (например, государственная программа города Москвы по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов).
Также органы государственной власти города Москвы обеспечивают осуществление городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

3. Статью 15 "Территориальные единицы города Москвы" изложить в следующей редакции:
Территориальными единицами города Москвы являются городские округа, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы.
Правовое положение городских округов города Москвы регулируется настоящим Уставом и Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
Городские округа города Москвы образуются с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территории.
Образование, преобразование и упразднение городских округов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляются Московской городской Думой с согласия населения, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131—ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьи 16, 17 и 19 исключить.

Пояснение: городской округ — это территория, как правило, соответствующая территории района в "старой Москве" и Зеленоградскому административному округу, а также городские округа, образованные на территории Новой Москвы путем объединения муниципальных образований, вошедших в состав Москвы.
В соответствии с заявленной идеологией развития новых территорий могут быть образованы три городских округа: "Внуковский" — тяготеющие к МКАД территории; "Троицкий" — образуемый путем присоединения к наукограду Троицку пяти граничащих с ним поселений; Вороновский — территории между Троицком и границей с Калужской областью.
В действующей редакции Устава в качестве территориальных единиц указаны "районы, поселения административные округа".
Такое территориальное деление провоцирует "двоевластие": на одной и той же территории исполнительно-распорядительные полномочия осуществляют исполнительные органы государственной власти (управы, префектуры) и исполнительно—распорядительные органы местного самоуправления. При этом отсутствует четкое разграничение полномочий и "зон ответственности" между управами, префектурами, а также отраслевыми (функциональными) подразделениями Правительства Москвы.
Существующие органы местного самоуправления, вопреки Европейской Хартии местного самоуправления не имеют ни прав, ни реальной способности регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею.
Предлагается существенно упростить систему территориального деления и, соответственно, управления территориями.
В городских округах всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения обладают органы местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения городских округов города Москвы соответствует перечню вопросов местного значения городского округа, установленному статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131—ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В связи с изложенным, статьи 16-19 Устава города Москвы, в которых описываются статус и правовое положение районов, административных округов и поселений, предлагается исключить.

4. Часть 3 статьи 33 "Московская городская Дума" изложить в следующей редакции:
Численный состав Московской городской Думы — 110 депутатов. Московская городская Дума избирается сроком на 4 года.

Пояснение: минимальная и предельная численность депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации установлена Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
При численности избирателей свыше 2 миллионов человек в региональном парламенте должно быть не менее 45 и не более 110 депутатов.
Согласно действующей редакции Устава города Москвы, Московская городская Дума состоит из 45 депутатов. Таким образом, при численности избирателей 7 302 075 человек один депутат является представителем 162 тысяч избирателей. Эффективно представлять интересы граждан при такой норме представительства практически невозможно.
В таблице для сравнения приведены данные по граничащим с Москвой субъектам Российской Федерации:

Наименование субъекта РФ
Численность избирателей
Численность депутатов законодательного органа
Норма представительства (количество избирателей на одного депутата)
Московская область
5 463 540
50
109 тыс.
Тульская область
1 250 844
48
26 тыс.
Владимирская область
1 195 977
38
31 тыс.
Калужская область
805 251
40
20 тыс.
Тверская область
1 132 219
40
28 тыс.

Если за среднюю норму представительства принять 30 тыс. избирателей на одного депутата законодательного органа, то численность Мосгордумы должна была бы составить 243 депутата.
При численности 110 депутатов норма представительства будет равна 66 382 гражданина на одного депутата, то есть численность представляемых граждан все равно будет в 2 раза больше, чем в среднем по центральной России.
При таких обстоятельствах представляется разумным и справедливым сделать депутатов Мосгордумы более доступными для своих избирателей, увеличив численность депутатского корпуса.

5. Часть 2 статьи 40 "Мэр Москвы" изложить в следующей редакции:
Мэр Москвы избирается сроком на четыре года жителями города Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Мэра Москвы устанавливается Законом города Москвы.

Пояснение: в действующей редакции Мэр и Мосгородума избираются на 5 лет, предлагается сократить срок их полномочий до четырех лет.

6. Статью 46 "Территориальные органы исполнительной власти города Москвы" исключить.

Пояснение: как было сказано выше, территориальные органы исполнительной власти города Москвы предлагается упразднить, передав их полномочия органам местного самоуправления городских округов города Москвы.
Для решения вопросов общегородского значения в Правительстве Москвы образуются отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы, что предусмотрено статьей 45 Устава города Москвы.

7. Из части первой статьи 48 слова "и территориальных" исключить.

Пояснение: в данной статье говорится о правовых актах органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы. Поскольку предлагается упразднить территориальные органы исполнительной власти города Москвы, то необходимо исключить их упоминание из всего текста Устава.

8. Статью 54 "Внутригородские муниципальные образования" изложить в следующей редакции:

Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований (городских округах), создаваемых в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

К вопросам местного значения городского округа относятся:

В сфере городской инфраструктуры:
организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа;
создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
формирование и содержание муниципального архива;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд городского округа, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

В сфере градостроительной деятельности:
утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа;
выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе";
присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов;
обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

В сфере общественной безопасности
участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке городского округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа
организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально—технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа;
организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
осуществление муниципального лесного контроля;
осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;
осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа.

В социальной сфере:
организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;

В сфере формирования местных сообществ и местных бизнес-проектов
создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;
организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

Пояснение: сегодня одна и та же часть территории города Москвы именуется "районом" и "муниципальным округом", в зависимости от того, идет речь об "управе района" или о "муниципалитете муниципального округа". Такое двойное именование представляется крайне неудобным и непонятным для граждан.
С учетом того, что законопроектом предусматривается упразднение территориальных органов исполнительной власти города Москвы, все внутригородские территории (муниципальные образования) предлагается именовать "городскими округами".

Наталья Чернышева

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены