В последнее время государство взяло моду "заботиться о детях". Забота о детях по логике путинского чиновничества выражается в принятии антисиротских законов, бесконечной болтовне по телевизору про якобы заботу о детях, в поисках Астаховым нарушений законодательства о детях в США и конечно в бесконечных заседаниях клона-мутанта Единой России — ОНФ.

Пока государство имитирует заботу, я решил рассказать о небольшом аде, в котором варится одна многодетная семья. Дело происходит не в нищем регионе, не где-то за тридевять земель. Место событий — Москва. Город, в котором сконцентрированы все министерства, призванные "защищать детей", а равно и куча запутинских как бы общественных организаций.

До того, как я перейду к описанию издевательств, опишу героев моего повествования. Героев в прямом смысле этого слова.

Знакомство с героями.

Итак, что это за семья. Классический московский средний класс. И муж и жена люди творческие. На плечах главы семейства небольшая (но работящая) студия иллюстраций. У семьи уже есть три своих ребенка — все девочки. Две выросли и вышли замуж. Третья учится в школе. Несколько лет назад наши герои усыновили мальчишку из детдома. Через короткое время не выдержали, взяли из детдома и его детдомовского друга — уже под опеку. Ну и (просто, чтобы до конца описать картину), появился первый внучок, так что к трем младшим детям периодически добавляется и внук.

Мальчишка под опекой — инвалид. Мальчишка, которого усыновили — нуждается в постоянном внимании врачей, в частности — невролога. Для того, чтобы ухаживать за детьми, мама оставила работу и занята исключительно ими. Оба мальчишки поступили в хорошую школу. У усыновленного проявились некоторые проблемы с интенсивным обучением. Школа пошла навстречу и решается вопрос об инклюзивном образовании для него.

Что еще. Усыновленный пять лет занимается с логопедом. Играет на баяне, ходит в секцию большого тенниса. Мальчишка под опекой тоже ходит на большой теннис, играет на гитаре, занимается в танцевальной студии. Думаю, даже из этого описания видно, что детьми занимаются и семья старается дать им все что может по максимуму. По сути все, что будет описано ниже, это не (как вы возможно могли подумать) просьбы о помощи, а предложение всего лишь не мешать таким семьям, убрать часть бюрократических барьеров и откровенных издевательств, усложняющих жизнь многодетным семьям.

Издевательство 1. Молочная кухня.

Начну с мелочи, но характерной. Это одно из самых распространенных в Москве (подозреваю и по России) издевательств. Для мальчишки-инвалида нужно молоко. Государство (само взялось, его никто не просил это анонсировать) выдает таким инвалидам молоко до 15 лет через молочную кухню. А теперь милый бюрократический нюанс — талон на молочную кухню надо получать раз в месяц лично у педиатра.

Кто это придумал? Зачем? У педиатров в Москве работы нет? И это конечно не все. Для того, чтобы попасть к педиатру, единственный способ — приехать лично в поликлинику, выстоять очередь и взять талон на прием к педиатру. Талон на прием к педиатру, чтобы взять ежемесячно талон на молочную кухню, которая в любом случае положена ребенку до 15 лет. Многодетная мама с тремя детьми, два из которых нуждаются в особом внимании, каждый месяц выстаивает очереди за таким талоном. Я хочу знать, кто ввел это правило и почему он еще на госслужбе.

Издевательство 2. Высокотехнологичная медицинская помощь.

Нормальное государство, не заботящееся о детях, сидело бы тихонько и не высовывалось бы. Но т.к. наше "заботится", оно не может не обставить свою деятельность громкими словами. Итак, знакомьтесь — ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ. Сертификат (куда ж без сертификата) на получение такой помощи имеют оба принятых в семью мальчишки. Мальчишка-инвалид, раз в год обязан проходить диспансеризацию. Диспансеризация нужна (следим за логикой врачей-чиновников), чтобы получать помощь в специализированном (по его заболеванию) медцентре, куда он обязан приходить раз в три месяца и получать лекарства, без которых он не может жить. Ладно, оставим на совести чиновников такие ежегодные мытарства семьи и перейдем собственно к "высокотехнологичной помощи" — до рассказа о ней мы еще не дошли.

Диспансеризация проходит в районной поликлинике (формально это теперь филиал окружной). Вот одна из диспансеризаций выявляет у ребенка проблемы с сердцем. Начинается для нашей семьи квест "как попасть к кардиологу". Целый месяц семья не могла попасть к нему на прием. В поликлинике кардиолога нет. Пытались попасть в окружную поликлинику — врач то "в отпуске", то "его нет", то "он на учебе, будет через месяц". Тогда наивная семья пыталась попасть на прием к кардиологу по сертификату "высокотехнологичной медпомощи" — упс, кардиолога в высокотехнологичной помощи не оказалось.

Наша мама-героиня не вырастила бы трех детей, если бы не была пробивной. Начала звонить на горячую линию департамента здравоохранения. Там жалобы вежливо приняли, но отфутболили опять к терапевту поликлиники, которая вот уже месяц и не могла как раз найти кардиолога для семьи, т.к. мог он направлять только в окружную, а там кардиолога как мы помним нет. Мама начала шерстить по знакомым, узнала про один из специализированных кардиоцентров, где наблюдались дети знакомых. Пришла к терапевту уже с конкретным адресом заведения и попросила направить туда. Терапевт долго сопротивлялась, но все же дала направление. Ребенка, наконец, обследовали. Очередной этап квеста пройден. Но погодите, босс уровня еще впереди.

Издевательство 3. Невезучий участок.

Описанный далее ад, конечно, вряд ли встречается везде. Но начаться может для каждого. Помните, я описывал первое издевательство — с приемом у педиатра? Там я писал только про молочную кухню, но вообще-то теперь запись ко всем врачам возможна только через этого специалиста. Помните это, когда я буду описывать дальнейшее. На участке, к которому приписана наша семья, второй год нет педиатра.

Хочу, чтобы вы осознали эту мысль. В Москве в 21 веке нет постоянного педиатра на одном из участков (а может и не на одном?). Да, граждане не остаются без присмотра. И участок передают то в ведение одного участка, то другого. Т.е. есть что-то вроде дежурства разных педиатров на этом несчастном участке.

Что это означает для мамы? Как минимум — каждому педиатру нужно заново рассказывать о своих детях, объяснять нюансы их здоровья. А по сути для этой семьи нет педиатра, который бы ее вел. И не только для этой семьи — для всех семей этого бермудского медтреугольника столицы. Если бы все было только в незнании врачом истории болезни. Приготовьтесь к худшему. Раньше граждане могли записываться на прием к врачам через интернет. Теперь вся запись только через педиатра — в порядке живой очереди.

Педиатр работает в поликлинике по хитрому графику. Но и это еще не "босс уровня". Помните, я говорил, что педиатры работают с разных участков? Так вот — с каждым новым педиатром меняется и расписание приема педиатра. А расписание висит… (самые мудрые уже угадали) …не на сайте, а только в поликлинике. Итак, наша мама приезжает в поликлинику, чтобы узнать расписание работы педиатра. Не для того, чтобы получить талон в очередь, а просто чтобы узнать расписание!!! Уже понимаете, что все не так просто? Ага. Ведь не зря я говорил, что с разными педиатрами меняется расписание. Расписание может поменяться в любую секунду.

Т.е. вы приехали сегодня (в среду) и увидели например, что педиатр принимает во второй половине дня в четверг. Записали это. Приехали в четверг, чтобы получить талон на прием к педиатру, чтобы получить талон на запись к другому врачу. ОП! А расписание уже иное. Принимает другой врач с другого участка с другим расписанием и он принимает например по средам и понедельникам. Напомню, что и молочная кухня, и запись к другим врачам — все через педиатра. А вот теперь вас ждет босс уровня.

Издевательство 4. Электронная запись к врачу.

Итак, наша измотанная мама пыталась два месяца попасть на прием к неврологу (это нужно для усыновленного ребенка). Для этого она два месяца пыталась попасть на прием к педиатру. И вот в те редкие дни, когда она на прием попадала, начиналось самое веселое московское приключение — запись через педиатра к профильному врачу, в нашем случае — к неврологу. Как происходит эта запись? Педиатр открывает компьютер и пытается вас записать на прием к неврологу.

Невролог принимает два раза в неделю. Наш педиатр видит в компьютере, что запись к неврологу уже забита. Какой-то умник из медчиновников решил, что нельзя записываться надолго вперед. И вот все время для записи забито, и на месяц или два вперед записать педиатр не может — запись же через компьютерную программу и только через нее (!!!). Два месяца мама пыталась попасть на прием к неврологу. И вот этого босса уровня она пройти не смогла. В итоге к обычным и необычным (с учетом здоровья принятых детей) расходам у семьи добавился расход и на частного невролога. К государственному попасть так и не получилось. Некоторые детали Конечно, я описал не все проблемы, с которыми сталкиваются и многодетные семьи и вообще семьи, и уж тем более семьи с усыновленными или опекаемыми детьми. Но даже этих нескольких примеров из Москвы (а представьте, что в регионах), достаточно, чтобы многое понять о "заботе" государства. Для полноты картины опишу и еще несколько моментов жизни этой семьи. На форумов усыновителей есть список органов опеки. Органы опеки они делят на хорошие и на плохие. Хорошие — те, где сотрудники помогают семьям, поддерживают. Плохие, - это где формальное отношение либо даже бюрократический ад. Нашей семье вначале повезло, т.к. женщина, работавшая в опеке была участливой и старалась хоть как-то смягчить все бюрократические процедуры. Присылала билеты в театр, на концерты, помогала со взятием под опеку второго ребенка. Потом женщина уволилась и в опеке к семье довольно формальное отношение (что впрочем может и хорошо). Семья получает на опекаемого 12 000 рублей. Ежегодно отчитывается, собирая чеки на покупку одежды, школьных принадлежностей, лечение и т.п. Есть и отдельная пенсия для ребенка — она откладывается семьей на сберкнижку парня. Все отчеты делаются вручную. Странно, что нельзя было в 21 веке создать электронную форму отчетности для таких семей, которую бы они заполняли в течении года, если необходимо. Да и вообще большой вопрос, нужна ли такая форма отчетности в принципе. Если ребенок в хорошей форме, в хорошей атмосфере, то к чему эти чеки? И наоборот.

Соцорганы довольно странно предлагают путевки для таких семей — на одну маму и одного-двух детей. Очевидно ведь, что многодетная семья если и поедет в отпуск, то только всеми детьми (в нашем случае тремя), да и желательно с папой (т.к. семья это и есть когда и папа и мама вместе с детьми, да и за такой специфической компанией детей нужен двойной присмотр). В результате, один раз попробовав эксперимент с такой путевкой и попав в кошмар "санатория" с хаосом из детей (наша мама-героиня там спасла из бассейна тонущего мальчика, приехавшего по путевке с бабушкой), наша многодетная семья теперь отказывается от таких предложений.

Да и то верно, пусть уж лучше будет меньше путевок, но надо их выдавать всей семье. Отдельно хочется сказать про Филатовскую больницу, ибо она последняя палочка-выручалочка для некоторых семей. В эту больницу едут со всей Москвы и со всей страны. Электронной записи нет. Дозвониться и записаться по телефону невозможно. Единственный шанс попасть на прием — лично приехать туда. Сами понимаете, не для всех семей это возможно. Как многодетную семью добила поликлиника Наш рассказ не был бы полным, если бы не буклетик, который выпустила та самая "заботливая" поликлиника.

В буклете долго описывается, как прекрасно стало лечиться в Москве, как много врачей обслуживает тут пациентов. А в финале в буклете есть такой текст: ЕСЛИ ВАМ НУЖНА НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ВРАЧ ПРИМЕТ ВАС В ДЕНЬ ОБРАЩЕНИЯ. Это текст буклета в поликлинике, где два года нет своего педиатра, через которого только и можно записаться к врачам. Но уверен, что такие буклеты чиновники Москвы показывают друг другу, убеждая друг друга, насколько высокотехнологичная помощь оказывается семьям с детьми в столице России.

Олег Козырев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены