В начале апреля в Санкт-Петербурге в рамках Форума Балтийского моря прошла встреча российского премьер-министра Медведева с его латвийским коллегой Валдисом Домбровскисом.

Латвийская пресса написала, что Домбровскис пригласил Медведева в Латвию. В очередной раз. И в очередной раз Медведев обещал подумать. Кроме того, как отметили комментаторы, два премьера не обсуждали политические вопросы. То есть

за бортом переговоров снова оказались те представители русскоязычного меньшинства Латвии, кто делает ставку на грозный перст России в отношении их дискриминации в отдельной взятой стране Евросоюза.

Домбровскис и Медведев говорили о либерализации газового рынка, развитии железнодорожного коридора "Запад — Восток", а также возобновлении поставок живых свиней из Латвии в Россию, приостановленных Онищенко в ноябре 2012 года. Ни один острый политический вопрос: ни права русскоязычного меньшинства, ни восхваление нацизма частью латвийского политического истеблишмента — высокие стороны не интересовал. В очередной раз общественности было продемонстрировано, что воинственная риторика латвийских властей по отношению к своим русскоязычным соседям не имеет ничего общего с отстаиванием европейских демократических принципов.

Мало кто помнит о том, что в Советском Союзе вплоть до 70-х годов значительная часть населения была поражена в политических правах. Этими несчастливцами были жители сел. С 1932 года, когда в СССР была введена паспортная система, колхозникам документы не выдавались. Отлучиться из колхоза можно было только по разрешению председателя. С 1934 года за отлучку без разрешения предусматривалось уголовное наказание.

Руководителям СССР решение об отказе от нового варианта крепостного права явно далось не легко. Однако в 1976 году оно все-таки было принято. К концу декабря 1981 года в стране закончилась полная паспортизация. Около 50 миллионов почти крепостных были восстановлены в правах.

Этот исторический экскурс — ответ на сомнения тех, кто говорит, что проблему неграждан Латвии сейчас решить гораздо сложнее.

За более чем двадцать лет независимости те представители Народного фронта Латвии, которые стали базисом для структур латвийской власти после обретения независимости, полностью забыли о щедрых обещаниях ввести "нулевое" гражданство.

Помнится, тогда был более актуален лозунг "За нашу и вашу свободу…" Более того, практически немедленный отказ от данного ими слова иные сейчас пытаются объяснить тем, что среди русскоязычных было много тех, кто голосовал против независимости.

Этот факт — тоже достойный повод обратиться к истории. Генералиссимус Сталин, помнится, целые народы ссылал только за то, что какая-то часть этих народов не очень жаловала советскую власть. Коллективная ответственность не щадила даже тех чеченцев, ингушей, кабардинцев, калмыков, кто воевал против нацистов.

Не хочется думать, что именно наследие Сталина сослужило "добрую службу" сторонникам независимости одного народа в подведении некоей мотивационной базы под откровенно дискриминационной политикой в отношении других этнических групп, живущих в одной стране, одном городе, на одной с ними улице.

Однако результаты, полученные во время проведенного 3 марта 1991 года опроса населения республики о ее выходе из состава СССР, говорят отнюдь не о том, что все, кто не принадлежит к латышскому этносу, ратовал за единство СССР.

Точно определить национальную принадлежность тех, кто принял участие в опросе 1991 года, крайне проблематично. Этим вопросом в то время никто из организаторов не озадачивался. Тогда более актуальным был принцип "пока мы едины, мы непобедимы"… Однако проголосовавших за независимость было больше, чем всех вместе взятых латышей, достигших совершеннолетия. При этом далеко не все латыши ратовали за независимость.

В общенародном опросе участвовало 1 227 562 человека из населения в 2 665 770 человек.

Согласно переписи 1989 года, русскоязычные — русские, белорусы, украинцы, поляки, евреи — на тот момент составляли чуть больше 45 процентов населения Латвии.

В опросе также принимали участие те гражданские лица, которые были приписаны к дислоцированным в Латвии воинским частям. А их тогда насчитывалось не менее 40 000 человек. То есть те, кого сейчас национально-ориентированная латвийская пресса называет "оккупантами", участвовали в опросе о независимости. Зачем Народному фронту тогда, в далеком 1991 году, требовались их голоса и их поддержка? И почему так легко обо всем забыли?

Латвия является независимым государством уже двадцать два года. Она стала членом ЕС 1 мая 2004 года. За это время различные международные и европейские структуры не единожды рекомендовали латвийскому правительству восстановить в правах русскоязычных жителей страны.

Согласно данным Латвийского института прав человека, на 2010 год в Латвии насчитывалось около 80 пунктов поражения в правах неграждан Латвии. Это касается как политических, так и социальных прав. От права голосовать до права занимать определенные должности или работать в определенных сферах.

Приведу несколько цитат из международных документов, чтобы прояснить, чего же требуют от Латвии страны и организации с более развитой демократией.

Из выводов доклада Комитета ООН по борьбе с расовой дискриминацией от 10 сентября 2003 года: "Отмечая, что большая часть неграждан Латвии живет здесь долгие годы, а часто и всю жизнь, Комитет настойчиво рекомендует Государству-члену рассмотреть возможности облегчения процесса интеграции через предоставление негражданам права участвовать в местных выборах".

Из выводов Доклада Комитета ООН по правам человека от 5 ноября 2003 года: "Комитет обеспокоен тем, что значительный процент неграждан Государства-участника, которых

законодательство не признает ни иностранцами, ни лицами без гражданства, а выделяет в отдельную категорию лиц с длительными и эффективными связями с Латвией, которые во многом уравнивают их с гражданами, тем не менее не предоставляют им прав, которые обеспечивает полное гражданство…

Комитет выражает обеспокоенность длительной практикой исключения неграждан из сферы действия Хартии ООН… Государство-участник должно обеспечить процесс интеграции через предоставление права участия в выборах, а также отмену ряда ограничений в правах…"

ОБСЕ/БДИПЧ (Бюро демократии и прав человека) по вопросу о предоставлении права голосования для неграждан. Итоговый доклад по парламентским выборам в Латвии от 20 ноября 2002 года: "Совет Европы и Совет государств Балтийского моря уже призывали Латвию предоставить "негражданам" право участвовать в муниципальных выборах. Привлечение неграждан в процесс принятия решений на муниципальном уровне может стать первым результативным шагом в направлении борьбы с дефицитом демократии, каковым является факт наличия 22% населения, не имеющих права голосования на национальном и муниципальном уровнях".

Это всего лишь три цитаты из огромного количества рекомендаций и резолюций различных международных структур в отношении Латвии. Нил Муйжниекс, новый комиссар Совета Европы по правам человека, также считает проблему неграждан одной из приоритетных для себя.

Однако латвийские власти на все рекомендации отреагировали несколько иначе, чем от них ожидали демократические партнеры.

18 февраля 2012 года в Латвии был проведен абсолютно конституционный референдум по признанию русского языка вторым официальным языком. Примерно 274 000 граждан Латвии проголосовали за придание русскому языку статуса второго официального. К этому числу стоит присовокупить около 300 000 русскоязычных неграждан, которые не могли принять участия в референдуме.

Этот результат можно считать моральной победой: все русскоязычные граждане Латвии и некоторая часть латышей проголосовала за признание языковых прав меньшинств.

Инициаторами референдума выступило общественное движение "За родной язык", вскоре ставшее партией, основу которой составила партия "Движение 13 января" Владимира Линдермана.

Вскоре после проведения референдума по языку еще одна инициативная группа на базе партии "За права человека" заявила о начале кампании, направленной на проведение референдума о гражданстве. В случае с языковым референдумом его организаторы смогли добиться проведения двух этапов. Согласно Конституции Латвии, для инициирования референдума необходимо собрать 10 000 нотариально заверенных подписей граждан. После их передачи в Центральную избирательную комиссию она выступает организатором официального сбора подписей десятой части избирателей Латвии (более 150 тысяч человек) за проведение референдума.

Однако референдум о языке так напугал правящую коалицию Латвии, что Конституцию страны тут же подкорректировали: с 1 января 2015 года инициаторы референдума должны будут сами собрать подписи десятой части граждан.

В отношении же референдума о гражданстве власти Латвии решили нанести превентивный удар. 1 ноября 2012 года ЦИК Латвии приняла решение о том, что референдум проводиться не будет, так как он "не соответствует принципам страны".

Более того, секретарь ЦИКа Ритварс Эглайс объяснил решение заботой о тех русскоязычных, кто получил гражданство через натурализацию: "Автоматическая замена будет дискриминацией по отношению к ним". МИД Латвии заявил о том, что подобный референдум не соответствует "стандартам ЕС о безопасности".

Однако в референдумах могут принимать участие только граждане Латвии, в том числе прошедшие через натурализацию. А они сказали свое веское слово, собрав нужное количество подписей для проведения второго этапа подготовки к референдуму. Они ничего не имели против того, чтобы тем жителям Латвии, кто до сих пор не является гражданином страны, не будучи иностранцем, гражданство предоставили автоматически.

Не остались без негативного внимания и представители партии "За родной язык". Генеральная прокуратура возобновила уже закрытое уголовное дело о возможных нарушениях в процессе регистрации партии. Накануне проведенной в Даугавпилсе международной научной конференции по вопросам предоставления автономии Латгалии и официального статуса латгальскому языку у ряда организаторов конференции полиция безопасности провела обыски. Окружной суд в очередной раз отказал председателю партии Владимиру Линдерману в праве сдать экзамен на гражданство, а в отношении лидеров партии полиция безопасности возбудила уголовное дело по автономии Латгалии.

19 февраля в Европейском парламенте депутат от Латвии Инесе Вайдере провела международную конференцию "Давид и Голиаф: малые народы под игом тоталитарных режимов". Вопросы, касающиеся права латгальцев на культурную автономию, на ней не рассматривались.

Очевидно, идеи признания русского языка вторым официальным и автономии Латгалии принимаются властями Латвии в штыки. Между тем в мировой практике есть примеры успешного решения подобных вопросов.

Так, в Финляндии статус государственных имеют два языка — финский и шведский. Кроме того, официальными являются три диалекта саамского языка, а территория проживания этого малого народа имеет статус "родного края саамов". В составе Финляндии есть также своя автономия — Аландские острова.

В Испании статус автономий имеют Каталония и Страна Басков. Как известно, в Испании государственным языком является кастильский. Другие языки страны считаются официальными, согласно законодательствам соответствующих автономных сообществ. Между тем в Каталонии, например, кроме каталонского языка статус официального имеет язык долины Валь-д’Аран, население которой составляет всего лишь 5000 человек.

Бельгия — федеративное государство, состоящее из трех регионов с широкой автономией: Фландрии, Валлонии и Брюссельской агломерации. Официальными языками являются нидерландский, французский и немецкий. Хотя в Нидерландах только голландский носит статус официального, но в последнее время получили статус региональных западнофризский язык, несколько нижнесаксонских диалектов нижненемецкого языка, а также лимбургское наречие.

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Оксана Челышева

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter