Кадр из фильма "Великий Гэтсби"
  • 21-05-2013 (14:55)

Великая иллюзия

Экранизация "Великого Гэтсби" — роскошное шоу и грандиозная человеческая трагедия

update: 21-05-2013 (16:18)

"Великий Гэтсби", реж. Баз Лурман, США, Австралия, 2013

Режиссера База Лурмана, автора фильмов "Ромео + Джульетта" и "Мулен Руж", стоит поздравить с тем, что его помешательство на бурлеске и гламуре не смогло победить, задавить, сожрать его новую картину.

Борьба между роскошным шоу и грандиозной человеческой трагедией, двумя составляющими экранизации одной из важнейших книг американской литературы, — это то магнитное поле, в котором живет, пульсирует "Гэтсби" от Лурмана. В финале музыка умолкает, шоу заканчивается, герой гибнет. На миг воцаряются абсолютная тишина и равновесие, в котором растворяются и звуки лихорадочных вечеринок 1920-х, и децибелы страстей двух пересекающихся любовных треугольников.

Роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — одно из тех произведений, в которых тема соотношения частного и общего, индивидуального "слишком человеческого" и социального, исторического, историософского никогда не вызывала серьезных проблем и всегда была на поверхности.

Смотрите также
НОВОСТИ

И достоинство экранизации Лурмана как раз и состоит в том, что персонажи здесь мечутся, танцуют, любят, изменяют, скандалят, носятся на авто и убивают, движимые силами и энергиями, неизмеримо превосходящими их собственные человеческие стремления и усилия.

Так, в пиковые моменты гульбища во дворце Гэтсби кажется, что карнавальной толпой правит саундтрэк фильма или шизанутый маэстро-органист.

Только главный герой Джей Гэтсби по своей мощи может сравниться с этими сверхчеловечскими энергиями, приблизиться к их силе благодаря испепеляющей, в чем-то даже маниакальной силе своей страсти. Его чувство к Дэйзи Бьюкенен — это уже больше, чем любовь, это помешательство. Но и он в итоге гибнет, свидетельствуя своим поражением, что любой человеческой силе есть предел.

На роль буржуазной пустышки Дэйзи, не достойной и сотой части любви, что питает к ней Гэтсби, Лурман взял невзрачную дурнушку Кэри Маллиган, тем самым десятикратно подчеркивая, что не в ней дело.

Дэйзи — чистой воды символ. Символ американской мечты, веры в то, что ничего недостижимого нет, и надежды.

Надежды не на что-то конкретное, точнее надежды и веры большей, чем упование на что-то конкретное, а надежды как таковой. И если для самого Гэтсби это и не так, то для читателя, зрителя, Фицджеральда, Лурмана, для огромных глаз на старом рекламном плакате окулиста в фильме, для наблюдателя, того, кого левый интеллектуал назвал бы "Большим Другим" — короче, абсолютно всем очевидно, что Дэйзи не более чем предлог, чья никчемность только подчеркивает ее условность и символизм. Великий образ, который Гэтсби создал силой своего воображения, воли, желания, любви, веры и надежды.

Когда левые критические мыслители развенчивают капитализм или американскую мечту, они как будто бы не понимают, что разоблачение не совсем то средство, которое может быть эффективным в борьбе с данными сущностями. Дело в том, что американская мечта и "не нанималась" быть "правдивой" или "реалистичной". Этот тот самый зеленый огонек на другом берегу, еще один из ключевых образов фильма, педалируемый Лурманом с чрезмерной, как и все у него, навязчивостью. Ориентир, стимул, образ надежды, побуждающий каждого, кто способен разглядеть этот огонек и поверить в него, к действию.

Джей Гэтсби со своей собственной точки зрения проиграл. Но на самом деле он выиграл, потому что в попытке достичь невозможного (так как несуществующего) создал себя, оставил нам свой великий образ.

Роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда в такой же мере горький рассказ о крахе американской мечты, как и гимн ее силе. Капитализм — соблазнение, как сформулировал Игорь Манцов. И эта вечеринка продолжается.

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Антон Семикин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter