• 07-06-2013 (00:47)

Одно на всех

Первое заседание по "болотному делу": обвинение начинает

update: 07-06-2013 (11:15)

Закрытое предварительное заседание по "делу двенадцати" началось с получасовой задержкой в Московском городском суде. Пространство перед залом, в котором должно было пройти заседание, огородили скамейками, чтобы не дать приблизиться родственникам и активистам.

Первыми из адвокатов пришли защитник Алексея Полиховича Алексей Мирошниченко и Вадим Клювгант, представляющий Николая Кавказского. Доставка подсудимых была задержана. Причиной, как сообщил Клювгант, послужили некие технические трудности.

Оба адвоката считают дело сфальсифицированным. "Речь идет не просто о непричастности каких-то отдельных людей к какому-то преступлению, а об отсутствии самого преступления — якобы произошедших массовых беспорядков", — говорит Мирошниченко.

Клювгант описывает многочисленные нарушения норм права. Адвокат полагает, что разделение "болотного дела" на множество дел было неправомерным: "Единственная цель, которая этим преследуется, — это окончательно все запутать. Это одна история, и она должна быть в рамках одного дела. Иначе в одном месте можно говорить одно, в другом — прямо противоположное. Это наперсточничество — только одна из фальсификационных технологий, которые применяются в этом деле".

"Болотное дело"
По теме
НОВОСТИ

Адвокат сообщает, что самое страшное в деле то, что от фигурантов добиваются признания "в несовершенном и даже неописанном преступлении" при помощи шантажа, угроз и пыток.

"Простая и, в общем, достаточно понятная суть фактически забалтывается, приводятся тысячи документов ни о чем, так, чтобы их даже прочесть было нельзя, не то что понять. Одно обвинительное заключение по этому делу — 2800 страниц. Это мыслимо?"

- негодует адвокат. При этом в заключении отсутствует описание обязательных признаков преступления и не сказано, где они в действиях обвиняемых, "не говоря уж о доказательствах".

В предъявленных обвинениях, по мнению адвоката, "нет содержания, куча противоречий, неясностей, штампов и деклараций вместо конкретных фактических действий". "От такого обвинения защищаться невозможно, потому что непонятно, в чем обвиняют", — говорит Клювгант. По его мнению, выбор обвиняемых неслучаен: он призван показать "врагов" из разных частей общества.

Помимо родственников, друзей и сторонников, обвиняемых пришли поддержать правозащитники Лев Пономарев, Александр Подрабинек и бывший политзаключенный Сергей Мохнаткин. Подрабинек считает, что "болотное дело" возвращает страну во времена систематических репрессий против инакомыслящих, мирных противников режима.

Лев Пономарев и Вадим Клювгант

Подрабинек отмечает, что "это пока не уровень 37 года, как некоторые сейчас по горячности пишут", но это уже вполне сравнимо с брежневско-андроповскими временами, когда за выражение мысли люди получали большие сроки. Он уверен, что и в этом деле приговор правосудным не будет. При этом правозащитник полагает, что на площади массовые беспорядки были, но обвиняемыми на процессе по ним должны быть сотрудники полиции, которые избивали мирных людей дубинками, а вовсе не демонстранты.

Мохнаткин полагает, что защита обвиняемых по "болотному делу" — это защита прав всех граждан России. Бывший политзаключенный считает оправдательный приговор маловероятным. Одна из причин — будущее давление на судью. "Если она вынесет оправдательный приговор, судьей она работать не будет", — уверен Мохнаткин. Он сам был на Болотной площади 6 мая, и описывает настроение митинга как "праздничное". Подчеркивает, что на митинг пришли далеко не хулиганы, а "интеллектуальная и духовная элита страны". Люди не ожидали, что полиция будет нападать на них, завершает Мохнаткин.

Доставили обвиняемых, минуя основной вход в зал. В сопровождении адвоката появилась Александра Духанина, затем пришла Мария Баронова. Каждый раз, когда открывалась дверь в зал суда, пришедшие на процесс люди скандировали: "Свободу!" и "Россия будет свободной!" — и хлопали.

Баронова так описала в "Твиттере" вид в зале суда: "Аквариум разделен на две части. В каждом на 2 кв.м. сидят по пять человек".

Процесс начался с опознавания обвиняемых: они представлялись. Затем, как сообщил адвокат Кривова, его подзащитный подал ходатайство об отводе судьи Натальи Никишиной.

"Кривов заявляет отвод судье Никишиной. На основании ее личной заинтересованности, так как ее наниматель — Путин В.В.", —

описала ситуацию в "Твиттере" Баронова. Остальные обвиняемые ходатайство Кривова поддержали.

Клювгант и защитник Савелова Фарид Муртазин заявили ходатайства о возвращении дела в прокуратуру. Клювгант считает, что обвинительное заключение составлено с частными нарушениями норм права, которые суд не может устранить самостоятельно. Клювгант также заявил ходатайство о соединении дела 12 обвиняемых с "материнским" "болотным делом", поскольку рассматривать их отдельно невозможно.

Основанием ходатайства Муртазина послужил тот факт, что его подзащитный не получил копию обвинительного заключения. То, что уже одного этого достаточно для возвращения дела, констатируют все адвокаты. Судья пыталась вручить Артему Савелову обвинительное заключение прямо в ходе суда. При этом Никишина спрашивала Савелова, хочет ли он получить заключение сейчас, требуя ответить "да" или "нет".

Обвиняемый хотел получить заключение законным способом, а не в ходе заседания. Но судья постоянно не давала ему договорить и требовала отвечать на поставленный ей вопрос. При этом

Никишина не обращала внимания на то, что страдающему сильным заиканием Савелову было крайне трудно ей отвечать. Слушать адвоката судья не желала, мотивируя это тем, что говорит с обвиняемым.

Муртазин считает грубым нарушением закона то, что ходатайство не было рассмотрено сразу после его оглашения. Таким образом, по его мнению, суд фактически взял на себя функцию следствия, подыгрывая стороне обвинения. Согласен с этим и Клювгант, отмечающий издевательскую манеру судьи задавать вопросы.

Подзащитный Муртазина Савелов не знает, почему он ему не выдали обвинительное заключение. Адвокат говорит, что в СИЗО к его подзащитному следователи часто приходили без адвоката, требуя подписать какие-то документы. "Уже в заключении сотрудники полиции, оперативники оказывали на него психологическое давление, угрожали, принуждали признать то, чего не происходило", — сообщает Муртазин.

Приходившие к Савелову люди хотели, чтобы он расписался на каких-то бумагах, но сами документы не показывали. Савелов в разговоре с адвокатом предположил, что это могло быть заключение, но ему об этом не говорили.

Адвокат Дениса Луцкевича Дмитрий Динзе сообщил, что подал ходатайство об обеспечении для защиты возможности регулярно общаться с подсудимыми. Сейчас с этим, по сообщению защитника, возникают проблемы.

Ходатайства защиты судья не рассмотрела, заявив, что сейчас не может этого сделать и сначала надо рассмотреть вопрос прокурора. Адвокаты считают незаконным то, что судья пропустила ходатайства защиты, поскольку от решения по одному ходатайству может зависеть исход следующего. Обвинитель поставила вопрос о продлении мер пресечения для всех фигурантов дела.

"Она сделала это, даже не потрудившись привести какие-то основания, хотя должна была по каждому обвиняемому привести конкретные основания, почему нельзя по-другому, а только нужно продлевать меру пресечения.

Заявила она это, даже не перечислив фамилии людей, которых она предлагает еще полгода держать в тюрьме", —

описывает ситуацию Клювгант.

Он сообщает, что при этом прокурор сослалась на норму закона, не применимую на стадии предварительного заседания. По этому поводу адвокаты заявили возражение. Судья назначила двадцатиминутный перерыв.

После истечения перерыва в ходе рассмотрения вопроса о мере пресечения защитники обвиняемых просили приобщить к делу характеристики и списки СМИ и частных лиц, готовых поручиться за их подзащитных. Часть материалов судья к делу приобщила, часть — отклонила.

Как сообщил адвокат Ковязина Руслан Чанидзе, оказались забракованы ходатайства об изменении меры пресечения от СМИ. Такая же судьба ждала и характеристику Ковязина, данную губернатором Кировской области Никитой Белых. Судья сочла ее мнением частного лица.

Второй перерыв длился значительно дольше — около часа. За это время один из судебных приставов попытался выпроводить из здания адвоката Клювганта, мотивируя это тем, что он создает шум, привлекая журналистов.

После еще одного перерыва судья вынесла решение.

Никишина продлила меру пресечения всем двенадцати фигурантам "болотного дела" на 6 месяцев — до 24 ноября. Десять обвиняемых остались под стражей, Баронова — под подпиской о невыезде, Духанина — под домашним арестом.

Основаниями для этого послужила категория инкриминируемых им деяний, а также то, что ранее суды неоднократно продлевали сроки ареста всем подсудимым. Прозвучали и традиционные слова о том, что под другой мерой пресечения обвиняемые могут скрыться.

Предварительное заседание по делу будет продолжено 7 июня. Клювгант сообщил, что адвокаты будут обжаловать "демонстративно незаконное и демонстративно неправосудное" решение судьи. Пока адвокаты не могут сказать, будут ли рассмотрены их ходатайства о возвращении дела в прокуратуру на следующем заседании, но сторона защиты намерена заявить их вновь.

На выходе из суда адвокатов и Баронову ждали пикеты в поддержку. Днем суд пикетировал прокремлевский активист в костюме огурца с плакатом: "Требуем посадок!". На входе в суд его встретила Баронова.

Напомним, что "дело двенадцати" выделили в отдельное производство, всем фигурантам предъявлены уголовные обвинения. В отношении остальных "узников 6 мая" следствие продолжается.

Трое фигурантов "дела двенадцати" — Владимир Акименков, Николай Кавказский и Леонид Ковязин — обвиняются в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК РФ). Восемь — Андрей Барабанов, Ярослав Белоусов, Александра Духанина, Степан Зимин, Сергей Кривов, Денис Луцкевич, Алексей Полихович и Артем Савелов — обвиняются не только в них, но и в применении насилия к представителю власти (часть 1 статьи 318). Марии Бароновой вменяют призывы к массовым беспорядкам (часть 3 статьи 212).

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Алексей Бачинский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 06-12-2022 (11:33)

Вторжение России в Украину: главное за 6 декабря