• 11-06-2013 (11:18)

Идеалистический материализм

Как левые собирают деньги для заключенных-антифашистов на рыночных площадках

update: 27-06-2013 (12:35)

Акция в поддержку заключенных-антифашистов прошла на Международном открытом книжном фестивале 9 июня в Центральном доме художника. Чтобы собрать деньги для товарищей по движению, организаторам пришлось прибегнуть к необычной для левых тактике — провести аукцион. Поскольку такая форма противникам капитализма не близка, ее классические элементы подали с изрядной долей юмора. Даже молоток и поднос подобрали кислотных цветов. Впрочем, некоторые лоты были настолько политически острыми, что дополнений не требовали.

Своими политзаключенными левые считают "узников Болотной" Александру Духанину, Степана Зимина, Алексея Полиховича, Владимира Акименкова и Алексея Гаскарова. Другая группа антифашистов, которая, по мнению организаторов, преследуется по политическим мотивам, — Алексей Сутуга, Алексей Олесинов, Алена Воликова и Ирина Липская. Все они находятся под следствием после столкновений с правыми.

Убедительных доказательств их вины, как утверждают активисты, следствие не приводит. Сами заключенные заявляют, что никаких противозаконных действий они не совершали. Мера пресечения большинства из них — заключение в СИЗО. И как бы левое движение ни относилось к материальным ценностям, в такой ситуации без денег не обойтись.

Собранные на аукционе средства пойдут на оплату адвокатов, посылки и лечение Сутуги, у которого в СИЗО значительно ухудшилось здоровье (в заключении молодой человек пробыл один год и два месяца). Как отметили организаторы, сами по себе лоты не представляют какой-то материальной ценности, но имеют "очень большую социальную, метафизическую и личностную ценность". Они должны поспособствовать "подъему духа" всех тех, кто не согласен с репрессивной политикой власти. Поэтому большинство вещей было связано с политической борьбой в советскую и постсовесткую эпохи.

По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

Выставленными на продажу оказались самые разные предметы: личные вещи заключенных, книги, старые и новые журналы, раритетные фотографии, произведения современного искусства. Начался аукцион с диска группы Working Boys, в которой играл Сутуга. Ведущий пообещал, что автограф на диске появится, но только придется дождаться, когда музыкант выйдет из СИЗО.

Следующий лот — набор для тренировки по ножевому бою. Все ножи деревянные, вырезаны самим Сутугой. На них — знаки анархии и соответствующие надписи. При этом идеи оказались куда дороже предмета: нож с надписью: "Воля и победа крепче всех тюрем" был продан за 400 рублей, тогда как два других обошлись покупателям в 220–250 рублей.

Несколько маек Сутуги с антифашистской символикой купили соратники по движению. Прада, тут потенциальная аудитория оказалась ограничена: настолько крепких людей на аукционе собралось не так много. Одному из участников достался сделанный вручную трафарет "с ликами трех Алексеев": Сутуги, Олесинова и Гаскарова. Не обошлось без шуточной рекламы-антирекламы: ведущий представил лот как вещь, за использование которой "могут и статью "Вандализм" вписать". Возможность "украсить свой район" оказалась доступна всего за 300 рублей.

?

Отдавалось и изрядное количество "произведений современного искусства". Среди них — нечто вроде усов Ницше на черном фоне в золотой раме, фотография инсталляции с людьми-манекенами, работа с названием "Экстремист" и плакат "Слава России!", на котором человек в папахе поднимает кубок в виде рога. Самая популярная первая ставка с этого момента — 282 рубля (под соответствующим номером в УК идет знаменитая статья за разжигание розни). Арт-объекты оказались самыми оцененными лотами, за них даже началась торговля: никто не хотел уступать. В итоге эти лоты ушли за 700–2600 рублей. Ведущий при этом уточнил, что счастливчики, "возможно, сделали очень выгодное вложение". Такое замечание вызвало дружный смех.

Дальше шли книги об СССР и современном протесте, сочинения левого публициста Бориса Кагарлицкого с его подписью. Одну из книг Кагарлицкого купила девушка Гаскарова Аня. Она сказала, что отнесет ее Алексею в тюрьму. Ведущий сообщил, что это сделать не получится — книги с подписями от руки передавать запрещено.

Необычный лот представил научный сотрудник Института социологии РАН Александр Бигбов. Он предложил собравшимся один из последних экземпляров журнала "Пушкин" от 2008 года. В нем, как он подчеркнул, напечатаны, например, ранее не публиковавшиеся графические работы Сергея Эйзенштейна. Лот для интеллектуалов вызвал заметное оживление. Купили его за 450 рублей — примерно столько же любителям литературы пришлось отдать и за остальные "читаемые" лоты.

Отдельную "коллекцию" представил журналист, анархист и политический активист Влад Тупикин, занимавшийся политическим активизмом еще в СССР. Его лоты представляли собой своего рода экскурс в прошлое, серьезный и ироничный одновременно. Все они так или иначе были связаны с политической борьбой в разные эпохи. Значительная часть "исторических документов" — фотографии 80—90-х годов. Они оказались подобраны так, что аукцион стал чем-то напоминать перформанс. Первым номером шла фотография бывшего анархо-синдикалиста, а ныне "благополучного буржуа" и депутата "Единой России" Андрея Исаева.

Сделана она была в 1992 году, когда он только переходил от анархизма к христианскому социализму. "Это был такой первый шаг к генеральному совету "Единой России", к креслу депутата Государственной думы нескольких созывов", — шутит Тупикин. "Вот видите, как можно из анархистов подняться", — ядовито добавляет ведущий. В итоге снимок Исаева продали за 100 рублей. Фото оказалось самым дешевым из отданных предметов. К слову, видный деятель партии власти в те годы выглядел далеко не столь степенно.

На других фотографиях были запечатлены следующие моменты: Ельцин инспектирует "сосисочный завод", митинг против бывшего мэра Москвы Попова в 1991–1992 годах, одиночный пикет в поддержку Ельцина еще до его избрания. На последней, как с ностальгией отметил Тупикин, вид на старую Манежную, еще без торгового комплекса. 

Другой лот — кадры с бурятским митингом профсоюза милиционеров, требующих поднять им зарплату. Ведущий сообщил, что "самоорганизующиеся милиционеры — это очень редко". "Представляете, когда-то милиционеры были не организованным стадом репрессирующих бандитов, а какими-то людьми, которые хотели за порядком следить", — добавил он. Фотографию с ОМОНом, разгоняющим митинг около 20 лет назад, Тупикин предложил сравнить с аналогичными кадрами с Болотной. Грустная констатация: ничего не изменилось.

Любителям открытого фото пришлось расстаться кому со 100, кому с 500 рублями. Самым дорогим лотом стала фотография, на которой оказалась запечатлена колонна людей с плакатом "Нет продаже земли!". Близкий анархистам лозунг им было не стыдно поддержать, отдав за него какое-то количество символов нынешней несправедливой экономической системы. Были и "профессиональные" лоты. Удачливые покупатели теперь смогут почитать очень старый номер редактируемой Тупикиным газеты "Воля" и несколько выпусков анархической "Общины".

Гвоздь одного из них — статья все того же бывшего анархиста и свободолюбца единоросса Андрея Исаева. Другой номер "Общины" был напечатан еще в Советском Союзе, но, конечно, нелегально — вышел он в подпольной типографии в Эстонии. Есть у него и своя "родовая отметина" — по техническим причинам при печати пропали все иллюстрации. Заплатить за солидарность с борцами прошлой эпохи пришлось не так много — всего 200–400 рублей.

Самым дорогим лотом стала работа "Лицо кавказской национальности" с улыбающимся небритым смайликом почему-то зеленого цвета — за нее покупатель отдал 2600 рублей. Как сообщили организаторы, в итоге собралась вполне весомая сумма — около 14 000 рублей. Несмотря на то, что аукцион проходил только в поддержку "своих" зэков, активисты считают важным принимать участие и в массовых протестных акциях в поддержку всех политзаключенных. На марш 12 июня собравшихся активно звал Тупикин.

Закончился аукцион концертом группы "Политзек", исполняющей "анархо-шансон". Единственный участник под гитару пел песни о необходимости самоорганизации и самообороны, глупости иерархического устройства общества, недоверии полиции. Музыкант также спел о том, что Путин ничего не решает и проблема в самой системе, о борьбе за права людей и животных и тяжелой доле матери анархиста, которая обязательно должна понять сына. Была и неожиданность: среди каверов на панк-группы затесалась песня Муслима Магомаева "Рабочий парень".

Пока шел аукцион, активисты обсуждали актуальные политические проблемы: и своего сообщества, и всего общества. Мать одного из заключенных Ольга Сутуга заявила, что преследования в отношении антифашистов связаны с тем, что власть видит в них реальную силу, которая "может показать людям, что их угнетают, что они могут жить по-другому". Она, как и представители движения, связывает аресты с политической деятельностью активистов.

Но есть у движения и радостные новости. Когда акция уже была анонсирована, пришла одна из них: с Олесинова сняли часть обвинений и выпустили из-под стражи. С Сутуги также снята часть обвинений, но он пока находится в заключении.

В первом ряду Ольга Сутуга, мать Алексея Сутуги, и Аня, девушка Алексея Гаскарова

"Центр "Э" — цепная собака нашей власти, которая упрятала наших ребят в тюрьму. Они такие честные, пришли и сказали моему сыну: "Мы знаем, что ты ни в чем не виноват, но ты будешь сидеть больше года", — процитировала Ольга Сутуга, мать Алексея.

По ее словам, после того как угроза была исполнена, Центр "Э" временно потерял интерес к молодым людям. Именно с этим Ольга Сутуга связала то, что с ее сына и Олесинова сняли тяжелые статьи. Они позволяли держать антифашистов в СИЗО во время следствия. "При этом в суде доказать их было бы невозможно, и поэтому, когда дело передали в суд, их сняли", — подчеркнула мать левого активиста и добавила, что  алиби ее сына подтверждают показания 10 свидетелей. Тем не менее помощь Сутуге и Олесинову по-прежнему нужна, ведь дело против антифашистов пока не закрыто.

Нынешний аукцион помощи заключенным-антифашистам не первый в своем роде. Но если первая акция проходила в "своем кругу", то для второй выбрали открытый формат. Причина проста: тема политзаключенных в нашей стране касается каждого, уверен один из организаторов аукциона Геннадий Антонов.

"Для нас главное, чтобы люди не страдали и не платили своими судьбами в угоду чьим-то политическим интересам. В нашей стране людям зачастую портят жизнь только из-за того, что нужно, чтобы дело правильно сошлось, чтобы кто-то получил звездочки и высокую зарплату". Обществу нужно приобретать опыт противодействия репрессиям, и такие аукционы — один из вариантов, подытожили организаторы.

Алексей Бачинский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 06-12-2022 (11:33)

Вторжение России в Украину: главное за 6 декабря