Иван Васильевич Бунша возмутил даже афериста Жоржа Милославского тем, что без зазрения совести отдал шведам "Кемску волость". Действия Бунши — ничто по сравнению с щедростью путинского режима.   

На этой неделе стало известно, что российское правительство вновь отдала часть территории РФ Азербайджану.  "Вновь" — потому что оно это уже делало в 2011 г., подарив Баку половину водозабора по реке Самут (Дагестан), а с ним — два лезгинских села с 600 жителями в придачу. Одним росчерком пера президент изгнал 600 российских граждан заграницу, где их никто не ждал. На фоне титанической борьбы за каждого российского сироту, этот широкий жест выглядит, по меньшей мере, цинично (да и без фона — тоже).  

В том же 2011 г. российские власти подарили Норвегии несколько секторов Баренцева море, общей площадью более 80000 кв. км., а в 2004 г. — группу островов на месте слияния р. Амура и р. Уссури в Хабаровском Крае, площадью около 330 кв. км. (принято считать, что подарок состоял из полутора островов, но в действительности их больше: помимо о-ва Тарабарова и половины Большого Уссурийского о-ва были отданы о-в Виноградный, Ромашкин и еще несколько других).

На этот раз "территориальная помощь", оказанная Кремлем, выглядит не столь цинично. Народ, как скот, уже не дарили. Ограничились двумя тысячами гектарами луговых пастбищ, изъятых у Республики Дагестан (Докузпаринский р-н). Изъятие нанесет громадный ущерб местному сельскому хозяйству и условиям жизни местных жителей.

Я не буду разрывать небеса криками: "Ни пяди русской земли басурманам!", "За что мы кровь проливали?" Может, с точки зрения высшей справедливости или естественного права (lex naturalis), азербайджанцам эти луга нужнее, чем дагестанским лезгинам. Может, и нет. Но с точки зрения политологической, недавняя земельная транзакция Кремля важна по трем причинам.

1. Первое, эта сделка еще раз показала, насколько бездарен путинский режим в качестве менеджера вверенной ему страны и насколько убоги его навыки ведения международной политики.

Причин своей щедрости московские власти не указывали. Не до этого было. Да и некому: граждане озабочены сейчас разводом любимого вождя, им не до дагестанских лугов.

Впрочем, есть мнение, что дары Азербайджану — результат устного соглашения между Баку и "Газпромом", согласно которому азербайджанские власти согласились не направлять свой газ в Турцию,

как предусматривал проект "Набукко". За это Москва соглашалась уступить им несколько маленьких, но симпатичных "кемских волостей" из Дагестана.  Возможно, все так и было. Но проект "Набукко" и так почил в Бозе, азербайджанский газ и так пошел в Турцию в рамках другого проекта, а "кемские волости" режим Путина продолжает раздаривать. И сотни российских граждан вышвыриваются из своего государства, которое, вроде, должно их защищать, а не давить. Еще один жирный крестик в длинном списке путинских фиаско на международной арене (о других фиаско см. здесь).   

В случае конфискатов в пользу Норвегии и Китая Кремль хотя бы пытался как-то оправдаться. Члены правительства что-то мямлили о незначительных уступках ради значительных улучшений в отношениях с соседями. Но кто-нибудь из читающих эти строки заметил эти улучшения, почувствовал выгоду от конфискации территорий? А все в дело в том, что путинский режим, будучи импотентом, не способен защищать интересы государства. Его энергии хватает лишь на то, чтобы одолеть незащищенную Грузию. Но Китай и НАТОвская Норвегия — не Грузия, а "Набукко" был опасней геополитики Саакашвили.  

В свое время, выражая недовольство Кэмп-Дэвидскими Соглашениями, многие критики указывали на то, что Израиль меняет 60 000 кв. км. стратегически важного Синайского Полуострова на бумажку о признании суверенитета страны. В результате действий Кремля взамен стратегически и экономически важных территорий российский народ не получил НИ-ЧЕ-ГО. Такова путинполитикс в действии.

И раз уж зашла речь о Норвегии, то напомню о деле "норвежского шпиона" Мосеева. Вот уже почти год ФСБ прослушивает его телефонные разговоры, а суд утверждает, что его деятельность по сохранению культуры поморов представляет угрозу территориальным интересам РФ.   Парадоксально, что уступка десятков тысяч квадратных километров морских угодий той же Норвегии такой угрозы не представляет.

2. Второе, две тысячи гектаров лезгинских лугов были переданы втихаря, по-воровски. Так в советское время люди выносили государственное имущество с места работы. Несуны, конечно, свою деятельность не афишировали. Вспомните, сколько эфирного времени и сколько газетного пространства уделили СМИ нырянию за амфорами и полетами со стерхами. Почти все СМИ промолчали на этот раз. Откликнулось лишь несколько независимых сайтов. Это ли свидетельство контрадемократических процессов, охвативших российское общество?  

3. Третье, и самое главное, — то, как распоряжается Москва региональными территориями, то, как она великодержавно игнорирует местные интересы, показывает, что Россия — вовсе не федерация, а антифедерация, а еще точнее — империя с президентской формой правления. Основным принципом федеративного государства является приоритет интересов ее субъектов на основе взаимного признания ограниченного права этих субъектов на самоуправление. Основным принципом антифедеративного, имперского государства является приоритет интересов метрополии (в данном случае — Москвы) над интересами субъектов (в данном случае — Дагестана) и признание того, что эти субъекты практически не имеют права на самоуправление. Назначение федерации — обеспечить благосостояние всех ее членов в равной степени. Назначение империи — обеспечить благосостояние метрополии.

Имперское мышление основано на презумпции того, что регионы сами не знают, что будет им во благо, а если и знают, то доверять им в этом все равно нельзя, ибо они глупы и погрязли в национализме и местничестве.

Поэтому именно в империи Центр решает вопрос том, в каком часовом поясе надлежит находиться жителям Якутии и Камчатки, во сколько им вставать и ложиться спать.

Именно в империи Центр решает вопрос о том, какой налог на импортные автомобили платить жителям Приморья.

Именно в империи Центр решает вопрос о том, какой объем дорог нужен Сибири.

И поелику Центр берет на себя отеческую заботу над неразумными детьми-регионами даже в таких простых вопросах, решая, во сколько им идти на горшок, он, естественно, берет на себя и контроль над серьезными вопросами, определяя, кому — своим северянам или норвежцам ловить рыбу в Баренцевом море, и кому — лезгинам или азербайджанцам — пасти овец на пастбищах.

В результате, россияне живут в очень странном государстве: слово "федерация" есть, но Российской Федерации нет.

Напоминает американскую шутку: была такая Священная Римская Империя, которая была не священной, не римской и не империей.

Одной из причин распада СССР явилось настойчивое игнорирование интересов и прав союзных республик Центром. И сегодня, не в силах избавиться от своих великодержавных привычек, метрополия продолжает контролировать каждое движение регионов, не дает им развиваться. Впрочем, одно отличие все-таки есть: в советские времена Центр только присоединял кемские волости к своей территории. В путинские — только отрезает их от регионов и раздает тем, кто попросит. Неправильной дорогой идете, товарищи.

    

Другие публикации по теме:

Леонид Сторч. Солидарность голых королей (18 мая 2013) 

Леонид Сторч. Итоги внешней политики Путина за 13 лет (11 октября 2012)   

Леонид Сторч

Блоги "Эхо Москвы"

! Орфография и стилистика автора сохранены