Всем читавшим Жюль Верна известно, как делается кумулятивный заряд, то есть заряд направленного взрыва: в теле взрывчатки делается выемка, обращенная к цели. В результате наибольшая сила взрыва идет по оси выемки.

Убоявшись национал-популиста Алексея Навального, его потенциальные соперники — врио мэра Сергей Собянин и врио Явлинского Сергей Митрохин — обозначили как одну из основных тем для предвыборных ристалищ нелегальную трудовую иммиграцию. Мне не хочется лишний раз напоминать, что

нелегальная трудовая иммиграция — это, наверное, десятая по важности проблема столичного мегаполиса. Но народ завели

так, что если бы общественное мнение с такой же интенсивностью, с какой она требует избавиться от дворников-таджиков, требовала освобождения невинно осужденных, то у нас давно была бы самая широкая амнистия. Как бы ни развернулась предвыборная кампания, иммигрантофобия займет в ней одно из почетных первых мест.

Довольно бесславный приход Навального на "Русский марш" в ноябре 2011 года, как оказалось, стал матрицей для отечественной политики. Сперва либерально-консервативная публицистика вознесла Навального-националиста на Олимп политической оппозиции, а затем перед ним и схожими с его национал-демократическими взглядами склонились либерально-консервативные деятели. На тему борьбы с засильем дворников-таджиков и продавцов-киргизов радостно ведутся и рьяно-оппозиционные, и мудро-смиренные массы. Кстати, это один из показателей того, что

в России нет левых сил, ибо настоящие левые (а не неопостсталинские) движения одной из своих основных целей ставят защиту трудовых иммигрантов, в том числе нелегальных.

Но отвлечемся от мэрских выборов. Одна из серий "Людей в черном" начинается с поимки спецагентами по контролю над инопланетянами пришельца, укрывавшегося среди группы мексиканцев, нелегально въехавших в США. Коварного монстра уничтожили, но настоящих иммигрантов велели пропустить. Если бы "люди в черном" законопослушно сдали бы мексиканцев миграционной службе, зритель испытал бы к ним отвращение. В разных западных фильмах храбрый детектив разоблачает мафию по ввозу нелегалов. Но в следующих кадрах за несчастных либо заступаются перед миграционными властями, либо они уже приносят клятву гражданина.

Сделать фильм про отважного борца с нелегалами, выявляющего и изгоняющего их из страны, невозможно ни на Западе, ни у нас — нигде, где мораль основана на иудео-христианской традиции. Ибо иудеи вспоминают свои ассоциации с иммигрантами, а христиане пытаются представить, как к борьбе с иммигрантами отнеслись бы бежавшие в Египет Иосиф и Мария, их сын и его ученики. Только вообразите героев "Улиц разбитых фонарей" или "Трех вокзалов", конвоирующих иммигрантов в "накопитель"! Они сразу начнут вызывать презрение. Точно так же, как законопослушные судебные приставы, выселяющие людей из квартиры, отобранной банком за долги...

Но шизофрения коллективного бессознательного, отворачиваясь от морали, впадает в иммигрантофобию. И она обречена стать нервом столичных выборов.

Москва — законодатель идеологической моды, и антииммиграционный психоз быстро растечется по Руси.

Поскольку на самом деле простой народ не хочет северокавказцев, но замещает свои "теплые" чувства более безопасным объектом для фобий — гастарбайтерами, то переживания будут вполне интенсивными. Надоело, но повторюсь еще раз: не может сложиться общая гражданская идентичность там, где с увлечением выявляют чужаков. Не будет этой самой идентичности, и первый же сильный социально-политический кризис развалит Федерацию, как 22 года назад он развалил Союз.

Так двухлетней давности стремление Навального прислониться к русской этнической мобилизации сформировало мощный заряд под любую попытку создать наднациональную общность в лице "дорогих россиян". Нужная "выемка" в заряде тротила сделана, и теперь любой популистский порыв обречен быть антииммигрантским и ксенофобским. Даже если Навального не пустят на выборы. Его "матрица" формирует политический ландшафт. Особенно после дезертирства Акунина и Прохорова и капитуляции либералов.

Евгений Ихлов

! Орфография и стилистика автора сохранены