Началась кампания по выборам мэра Москвы. Я с самого начала заявил, что намерен выдвинуть свою кандидатуру и принять участие в выборах, несмотря на то, что нахожусь под домашним арестом по "болотному делу". Как только поступила информация о том, что господин Собянин ушел в отставку, мои защитники направили в Следственный комитет и Мосгоризбирком заявления с требованием обеспечить мне возможность лично подать документы для выдвижения в качестве кандидата, как этого требует закон. Самое интересное, что Избирательный кодекс Москвы предусматривает возможность выдвижения для граждан, находящихся под стражей в следственном изоляторе (в таком случае документы заверяет администрация данного учреждения), однако ничего не говорит о тех, кто находится под домашним арестом. Пользуясь этим пробелом в законодательстве, хитроумные чиновники и следователи предсказуемо стали тянуть время. Ответа мы до сих пор не получили, поэтому решили обратиться в суд. А время, тем временем (извините за каламбур), идет. С момента назначения выборов прошла уже неделя, которую я, как самовыдвиженец, мог бы потратить на сбор подписей, что является весьма трудоемким делом. Видимо на это и расчет властей — затянуть время, отправить нас в суд, чтобы максимально ограничить для меня возможность регистрации. И все это безобразие происходит на фоне пафосных заявлений Собянина о необходимости провести "честные выборы". Очень наглядно получается, ничего не скажешь.

Борьбу мы, естественно, продолжим. Будем вытаскивать "на свет" и разоблачать все нарушения закона и махинации чиновников. Но чтобы не терять времени даром, хочу познакомить вас с программой преобразований, которые, на мой взгляд, необходимо осуществить в Москве.

Эта программа основана на тех предложениях, которые мы вырабатывали все последние годы вместе с активными москвичами (участниками инициативных групп, общественных организаций, независимыми экспертами). Поэтому не буду говорить "Я", а буду говорить "МЫ". Да и реализовывать эту программу, в случае успеха на выборах, мы будем вместе с вами.

Все предложения, содержащиеся в программе, мы будем внедрять на практике путем инициирования изменений в городское и федеральное законодательство, а также оптимизации управленческой и кадровой политики.

Буду благодарен, если вы пришлете свои замечания и предложения к данной программе (их можно направить на электронный адрес  leftfront77@gmail.com). Также я не возражаю, если мои инициативы будут взяты на вооружение другими кандидатами на должность мэра. Как говорится, не жалко — лишь бы польза была.

Итак, начнем по порядку. Мы выступаем ЗА:

Реальное народовластие и самоуправление

Сегодня Москва не принадлежит гражданам, в нашем городе нет полноценного народовластия и самоуправления. Нет нормальных выборов, практически невозможно провести референдум. Москвой правит "вертикаль коррупции", частично назначенная из Кремля, а частично сформированная по итогам фиктивных "выборов". Муниципальные депутаты обладают крайне ограниченными полномочиями, а главы Управ и Префектур назначаются без учета мнения жителей. По сути дела, граждане лишены права принимать решения по основным вопросам городской жизни. Настала пора поменять правила игры - чтобы москвичи смогли стать полноправными хозяевами в своем городе.

Мы предлагаем:

— создать условия для проведения честных и свободных выборов/референдумов, в частности:

• разработать и поэтапно внедрить в Москве систему электронного голосования (с использованием терминалов для голосования, компьютеров и телефонов), которая удешевит и упростит организацию выборов, референдумов и публичных слушаний, позволит избирателям отслеживать свой голос и значительно сократит пространство для фальсификаций;

• восстановить порог явки избирателей, графу "против всех" и право партий на образование избирательных блоков;
• ввести связанную смешанную систему выборов в Мосгордуму, что позволит избежать монопольного положения какой-либо партии в городском парламенте;
• изменить принципы формирования избирательных комиссий с обеспечением большинства в них представителям кандидатов и избирательных объединений;
• отменить все "фильтры" на выборах мэра Москвы и снизить барьер прохождения партий/блоков на выборах в Мосгордуму до 3%;
• разработать механизм отзыва избирателями мэра, депутатов Мосгордумы и муниципальных собраний;
• перенести "единый день голосования" с сентября на декабрь (чтобы избирательная кампания проходила не в период летних отпусков, а в удобное для всех время);

— упростить процедуру проведения и активно использовать городские, районные и местные референдумы при обсуждении и принятии всех существенных решений по развитию города;

— увеличить в соответствии с федеральным законодательством численный состав Мосгордумы — до 110 человек (а с изменением федерального закона — до 146 человек), что соответствует числу районов в Москве. Рост расходов на содержание Мосгордумы компенсировать сокращением расходов на содержание городских чиновников;

— после избрания нового состава Мосгордумы в 2014 году предоставить городскому парламенту дополнительные полномочия:

• согласовывать состав Правительства Москвы и выражать недоверие его членам;
• утверждать городские целевые программы и тарифы естественных монополий, включая городской транспорт;
• проводить парламентские расследования;

— упростить порядок внесения в Мосгордуму гражданских законодательных инициатив, используя при этом электронные технологии. Сбор 50 тысяч бумажных или электронных подписей автоматически влечет за собой рассмотрение законопроекта в Мосгордуме;

— поэтапно ввести выборность участковых уполномоченных, начальников РОВД и их подчинение органам местного самоуправления в соответствии со статьей 132 Конституции;

— ликвидировать сверхцентрализацию власти в Москве:

• наделить органы местного самоуправления (муниципалитеты и муниципальные собрания) реальными полномочиями и ресурсами для их реализации в соответствии со статьей 132 Конституции: полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, полномочиями в сфере охраны общественного порядка, полномочиями по установлению местных налогов и сборов, полномочиями нынешних префектур округов и районных управ;
• поэтапно ликвидировать управы и префектуры; полномочия префектур, которые целесообразно осуществлять в масштабах больше района, передать межрайонному совету муниципальных депутатов;
• соответствующие изменения в законодательство ввести в действие не позднее 2016 года, когда пройдут выборы депутатов муниципальных собраний;
• предоставить право законодательной инициативы в Мосгордуме группе муниципальных депутатов в количестве не менее двадцати человек;

— вместо "ручной" общественной палаты сформировать на демократических принципах Московский Общественный Совет с участием представителей широкого круга политических и общественных организаций, в том числе — оппозиционных. Совет должен обладать правом законодательной инициативы;

— развивать структуры территориального общественного самоуправления (ТОС) и другие, не противоречащие закону формы местного и жилищного самоуправления;

— соблюдать права граждан на свободу слова и собраний, открыть центральные площади Москвы для проведения массовых акций — в том числе Красную площадь и Васильевский спуск.

Полноценный гражданский контроль и борьба с коррупцией

Современная Москва — это город с огромной бюрократической армией и высочайшим уровнем коррупции. Чрезмерная концентрация власти, раздутый чиновничий аппарат и отсутствие действенных механизмов гражданского контроля приводят к самоуправству и волюнтаризму чиновников, их оторванности от населения и принятию непродуманных, вредных для города решений. Московские чиновники слишком дорого обходятся москвичам.

Мы предлагаем:

— добиться на федеральном уровне ратификации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, которая предусматривает введение уголовной ответственности чиновников за незаконное обогащение;

— принять Кодекс московского чиновника, который будет базироваться на принципах ответственности, открытости, скромности и нестяжательства. Данный Кодекс, в частности, регламентирует процедуру публичного декларирования доходов и расходов всех городских чиновников и их близких родственников, запретит им совмещать свою работу с участием в руководстве коммерческих структур, обяжет регулярно встречаться с гражданами, будет предусматривать немедленное увольнение за нарушение установленных правил;

— сократить штат городской бюрократии, повысить зарплаты оставшимся чиновникам и серьезно ужесточить ответственность за коррупцию; разоблаченные коррупционеры должны навсегда лишаться возможности работать в госструктурах;

— активно использовать "провокацию взятки" в целях выявления жуликов и воров в госструктурах;

— максимально внедрить безбумажный документооборот при взаимодействии граждан с чиновниками, ликвидировать излишние бюрократические функции городских чиновников, максимально упростить для граждан все регистрационные процедуры;

— пересадить городских чиновников (в том числе – мэра и членов правительства Москвы) на общественный транспорт, велосипеды и скутеры — в целях экономии бюджетных средств на закупки служебных автомобилей и борьбы с пробками на дорогах;

— создать в Москве Комитет народного контроля (КНК) и его территориальные подразделения, которые наделяются контрольными функциями, взаимодействуют с правоохранительными органами и Контрольно-счетной палатой. КНК формируются путем прямого делегирования от структур гражданского общества — партий, общественных организаций, социальных движений, профсоюзов, трудовых коллективов, кооперативов и т.д. Представители КНК будут иметь право беспрепятственного доступа в любые государственные структуры с целью осуществления контрольных функций. Состав КНК будет регулярно обновляться;

— активизировать работу московской Контрольно-счетной палаты, вменить ей в обязанности: проводить комплексную проверку исполнения бюджета города Москвы и публиковать подробный отчет, обращаться в прокуратуру и следственные органы по выявленным правонарушениям, выступать в качестве стороны в судах, полностью размещать в интернете свои материалы, взаимодействовать с Комитетом народного контроля

— ужесточить контроль за расходованием бюджетных средств (с помощью Контрольно-счетной палаты, Комитета народного контроля и общественных организаций), предавать максимальной гласности информацию о проектах, финансируемых из городского бюджета

— публиковать на городском портале в интернете развернутый отчет об исполнении городского бюджета, в том числе – информацию о расходах по каждой статье бюджета с количественными и ценовыми показателями, с разбивкой по городским программам и территориям.

Продолжение следует…

Данный текст записан и передан адвокатами Сергея Удальцова

Сергей Удальцов

Блоги "Эхо Москвы"

! Орфография и стилистика автора сохранены