Марат Гельман и карикатуры Василия Слонова. Фото из блога seaseas.livejournal.com
  • 21-06-2013 (16:38)

Пермь без Гельмана

Блогеры о скандальном увольнении покровителя современного искусства Марата Гельмана

update: 21-06-2013 (17:24)

Уволенный директор пермского Музея современного искусства, известный галерист Марат Гельман давно вызывал ненависть у апологетов "консерватизма". С каждым годом организованные им выставки современных художников все меньше "вязались" с курсом на "духовность", "традиционные ценности" и прочее "противостояние Западу".

Рискнем предположить, что последней каплей стала выставка карикатур художника Василия Слонова на тему грядущей сочинской Олимпиады. Что особенно примечательно, в его работах "духовность" и "традиции", в нападках на которые обвиняли Гельмана, не задевались никаким боком.

Не было в работах Слонова и малопонятных среднестатистическому обывателю "прямых линий", "красных человечков" и прочих перформансов. Напротив,

работы были как раз реалистичны до гротеска, раскрывая неприглядную изнанку "праздника спорта" в несвободной стране.

По теме
НОВОСТИ

Наверное, именно этим — доступностью восприятия для самой широкой аудитории, большим количеством перепостов в Интернете — кого-то и разозлили. Теперь картины даже "проверят на экстремизм".

"Так как все развивается быстрее некуда, отпишусь перед отлетом в Пермь, — пишет сам Марат Гельман. — Начали выемку документов по "Белым ночам". Уверены, видимо, были, что что-то на меня уж точно найдут. Такой большой фестиваль — не может быть, чтоб не нашли. Раструбили, губернатор под прессу дал грозное поручение. И тут незадача — председатель оргкомитета — председатель правительства. Он деньги распределял. Я занимался концепцией, консультировал продюсеров, продвижением. Договаривался с художниками и артистами. Никакой орг-хозяйственной деятельности.

Тогда непонятно, на каком основании пришли в музей требовать всю документацию за 12–13 годы. Там их тоже ждет фиаско. Уже поняли. Последняя проверка музея закончилась месяц назад. Даже подсунуть ничего нельзя.

У меня сотрудники получают хорошие зарплаты и в принципе подвижники. Любят свое дело. За свои деньги учиться едут. Неожиданно начинают обыск в машине исполнительного директора. Что они там искали — ума не приложу. Нашли флешку с музыкой. Все это похоже на то, что получили команду из Москвы. Любой ценой что-нибудь найти. И это при том, что я никакая не оппозиция, а просто человек, говорящий открыто, что думаю. Короче, скоро узнаете, что я провозил наркотики, занимаюсь педофилией или работаю на ЦРУ".

Противники Гельмана торжествуют. "Маргинала выгнали из последнего бастиона — с поста директора "музея современного искусства PERMM", — злорадствует Борис Якеменко. — Закономерный финал. Напомним, что до этого его уже вышибали из "Единой России", Общественной палаты, из Твери, из Краснодара (все эти места для Гельмана объединяла возможность присосаться к казенному бюджету, ибо мат и клизмы покупать никто не хочет, а существовать "галеристу" на что-то надо). Протянул ноги портал "Соль", закрылась так называемая "галерея" на Винзаводе, Гельман проиграл суд, признан виновным, заплатил за клевету. По версии GQ,  Гельман был признан одним из "неудачников года". Теперь пал последний бастион.

Начались обыски. Пора Гельману платить за издевательство над культурой.

А оно было весьма дорогостоящим. Как сообщали СМИ ("Собеседник", 01.08.2011), гельмановские экзерсисы обошлись бюджету Перми в десятки млн рублей. "Объем бюджетных ассигнований был необоснованно завышен ПЦРД на 35 миллионов 351 тысячу", — констатировал председатель краевой Контрольно-счетной палаты Юрий Новоселов. Объем ассигнований на эти проекты был утвержден в сумме 50 миллионов рублей, но проверка показала, что "количество получателей услуг было не 4690 человек, как предусмотрено государственным заданием, а 1374 человека". В свое время подобные вещи назывались "приписками", за которые можно было на долгие годы отправиться в лучшем случае на "стройки народного хозяйства"…

К кому теперь прилипнет Гельман? К чьему бюджету присосется? В принципе, любителю пожить за казенный счет можно доставить удовольствие — провести грамотное расследование расходов на подзаборную "культурку". И обеспечить Гельману возможность украшать клубы и культурно-воспитательные части пенитенциарных учреждений в северных краях. Мне кажется, время пришло".

"Самые сильные эмоции со стороны "гельминтов" (выкормышей Гельмана), — считает Антон Толмачев. Смысл их воя можно свести к двум вещам: 1) как Пермь без Гельмана, 2) пора валить из Перми.

Отвечаю:

1) В Перми без Гельмана будет то же самое. Тот же самый попил культурных бюджетов, точно такой же кулуарный выбор проектов среди своих да наших, так как созданная Гельманом система никуда не делась, все те же люди на тех же местах. Может быть, только масштаб изменится, но пока неизвестно, в какую сторону.

2) Никуда вы из Перми не свалите, так как как только задали первый вопрос, так расписались в собственной серости, несамостоятельности, некреативности, убогости и т. д. А такие в Москве нахрен не нужны. Все талантливые и яркие, кто хотел свалить, делали это и при Гельмане".

"Итак, Марат Гельман уволен, — констатирует Алексей Черепанов. — Событие, при другой фамилии и произойди оно в другом регионе, достаточно будничное.

Но в Перми все понимают, что автоматически это означает сворачивание новой культурной политики, пришедшей в край вместе с Гельманом.

Скажу сразу: у меня нет устойчивого мнения о нем. С одной стороны, именно он привел в Пермь двух важных культуртрегеров, благодаря которым в Перми стало как минимум интереснее. Это Александр Чепарухин и Эдуард Бояков — с музыкой и новой драмой у нас стало много лучше, и это самое важное достижение пятилетки Гельмана. С другой — бесконечно повторяемые им небесспорные мантры, что культурная политика строит каркас для социально-экономического развития, на деле выливались в очень спорные проекты.

Абсолютно ясно, что в 2013 году "Белые ночи" с самого начала рассматривались организаторами как потенциально последние и, вследствие этого, как последняя возможность хорошенько заработать. Оно бы и ничего, но "Белые ночи", и так в интеллектуальном отношении небезупречные, к своему третьему сроку совершенно дегенерировали: сплошные самоповторы, шатающаяся от слабости музыкальная и книжная программы, не устраненные минусы организации прошлых фестивалей.

В день, когда стало известно об отставке, Пермь в очередной раз развалилась на два лагеря: кто-то рыдал, плакал и рвал на себе волосы, раскачиваясь, как старый еврей на молитве, бесконечно повторяя: "Все! Все кончилось. В Москву! В Москву!", кто-то бесновался от радости и строчил мерзейшие тексты в свои пованивающие бложики. И те, и другие, по сути, умственно ограниченные люди одинаково мне неприятны".

"Марата Гельмана сняли с должности и отстранили от проведения фестиваля "Белые ночи". Феерический идиотизм, — пишет Антон Голубчик. —

Хоть кто-то что-то делал для Перми, да и вообще для городского комфорта, вместо того чтобы традиционно воровать. Добро пожаловать обратно в болото, несостоявшаяся культурная столица.

До этого министр культуры Пермского края показательно закрыл несколько выставок. Не очень понимаю, откуда у него такие полномочия, но цензура вернулась в страну со стороны искусства".

"Не могу сказать, что я поклонница современного искусства, но изгнание Гельмана как-то напрягает. Впрочем, это событие вполне вписывается в тренд последнего времени", — считает _ko_alla.

"Вот теперь, видимо, окончательно закрылся "пермский проект", — пишет Александр Морозов. — Гельман сделал очень много. Он показал десяткам тысяч людей — умным людям разных занятий, — как можно в России запустить и сделать событием новый культурный процесс в городе-миллионнике. Я был одним из очень многих людей, кто приезжал в Пермь на его события два раза в год в 2010–2012 годах. Как журналист беседовал там с многими людьми.

Гельман — это очевидно — пробудил у многих самостоятельный интерес к урбанистике, к культурному брендингу, к территориальному развитию. И даже — коварным образом — он вызвал интерес и к современному искусству.

Коварство было в том, что те, кто не мог мириться с его радикальными формами, начинали вчувствоваться в нерадикальные.

В декабре 2012 года я был в последний раз на Речном вокзале. И видел, как мамки с детьми сидели, играли и что-то такое художественное учиняли прямо среди экспонатов этой выставки... Пермский проект — это самый крутой и пробуждающий культурный опыт нестоличного большого города за весь постсоветский период. Я рад, что оказался близким свидетелем этого длинного, замечательного культурного эксперимента, для меня самого и общение с Гельманом, и весь веер того, что он развернул в Перми — все это оказалось повышающим интерес к жизни, пробуждающим. Спасибо и Oleg Chirkunov, без него ничего не было бы".

Дмитрий Врубель спорит с теми, кто говорит что "художника уволить невозможно, он или есть или нет": "К сожалению, очень даже возможно: сначала убрать современное искусство из "официальной" жизни, сделать его подпольным, а потом — противозаконным".

"Как бы Гельман ни "наживался" и "обогащался", как бы он ни "самопиарился", но по жизни получилось так, что вся его деятельность служила и служит интересам российского современного исукусства, — продолжает Врубель. — Поэтому враги и ненавистники Марата — это враги и ненавистники современного искусства, а увольнение Гельмана — это увольнение нас всех. И мы все еще горько поплачем и пожалеем о сегодняшнем дне."

"Странно, что очень многие из коллег и доброжелателей не понимают, какую роль для современного искусства в современной России играл "официальный", "близкий к властям", "продавшийся" Гельман. И что

теперь, без "официального" Гельмана, мы остались с этими "властями" и с этой Россией один на один, как в доперестроечные времена".

"Общая ситуация 2009–2013 годах, — подводит черту senat-perm. — С одной стороны, Пермь получила статус экспериментального города, привлекла внимание страны. Множество событий федерального уровня получили резонанс за пределами города.
Интерес был неподдельный, а вопрос не праздный: "Может ли современное искусство и дизайн изменить жизнь в городе? Множество приезжих блогеров радовались в жежешках, смешивали события, публиковали фотоотчеты, где представляли фестивали, музей PERMM, дизайнерскую скульптуру, а также экстрим-парк, соленые уши и велодорожки достижениями культурной революции и ставили Пермь в пример другим территориям.

В самой Перми крутился калейдоскоп культурных картинок, пермяки не без пользы и удовольствия смотрели на причудливые узоры привозных звезд и звездочек.

С другой стороны, культурная политика испытала немало неудач: печально завершилась история с остановками городского транспорта и не состоялся проект "Лица улиц" по изменению городской среды (подготовленный московскими веб-дизайнерами и дизайнерами-полиграфистами). В течение пяти лет на фоне культурных акций в Перми не было построено ни одного муниципального общественного здания, не состоялось рождение образовательных институций типа школы киноискусства, академии современного искусства (вроде ЕАСИ), университета дизайна (вроде питерского). В результате отсутствия рабочих мест в сфере культуры постоянно росло число молодых акторов, покидающих город.

Завершим этот пассаж примечательным диалогом с пермяком Дмитрием, любителем духовных практик, нашим продавцом сувениров на эспланаде.
— Дима, вы слышали, Марата Гельмана уволили?!
— А кто это? — спросил Дмитрий, — и повернул к нам чистые просветленные глаза.

А new-oboroten раскрывает и еще одну, более глубинную подоплеку атаки на Гельмана: "Депутат Госдумы Алексей Пушков вновь включил в свой "Постскриптум" сюжет о деятельности Марата Гельмана в Перми. Сейчас пермские, екатеринбургские, московские наблюдатели, с интересом следящие за пермской политикой, сходятся во мнении, что Алексей Пушков наезжает на Марата Гельмана не просто так, а с прицелом на пермского губернатора Виктора Басаргина и с санкции экс-губернатора Перми, экс-министра природных ресурсов, ныне — советника президента РФ Юрия Трутнева. Который, по мнению наблюдателей, оспаривает у Басаргина контроль над Пермским краем..."

Дмитрий Разин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела
  • 22-03-2024 (21:56)

Более 100 человек погибли при теракте в "Крокусе" — ФСБ

  • 28-12-2022 (16:29)

Устроившего стрельбу в пермском вузе приговорили к пожизненному сроку

  • 28-11-2022 (12:02)

Вторжение России в Украину: главное за 28 ноября