Намерения у меня были совершенно другие. Я собиралась чинно-благородно написать серьезный, почти академический текст о   массовых психозах в истории. Со ссылками на авторитеты, с примерами, с параллелями... Короче, я совсем, было, собралась последовать популярному нынче в блогосфере совету и писать исключительно о том, что я-таки знаю и избегать всяческих эмоций.  И я это еще сделаю, уверяю вас.  Да, собственно, уже сейчас на место вот этого, того что вы сейчас читаете, было бы то самое историческое эссе, если бы мне на глаза не попалось вот это.

Я читала — и не верила своим глазам. Это — все равно, что палеонтологу найти совершенно целый, нетронутый скелет давно ожидаемого, по отдельным косточкам восстановленного  динозавра, да еще и в заранее предсказанном месте. Ну как можно пройти мимо?! Никак. Заявленный академический текст никуда не денется, а вот ассоциациями, нахлынувшими на меня после ознакомления с вышеуказанным документом, я должна поделиться прямо сейчас. Потому что иначе никак.

Словом, прошу рассматривать этот пост как предисловие к последующему. Как в елизаветинской Англии перед трагедиями частенько — для "разогрева" публики — разыгрывали фарс, так и я предлагаю гостям моего блога немного развлечься, прежде, чем погружаться в более серьезные материи.

Очень надеюсь, что никто не поленится прочитать текст по ссылке. Он, на самом деле, короткий (там гораздо больше картинок, чем текста), но настолько откровенный, что практически не нуждается в комментариях. Нет, честное слово — я даже не знаю, как это комментировать.  . Ясно одно: написано это "изнутри", активным участником событий. Почему?

Давайте  сделаем так:  смотрим короткий отрывок из классического фильма, а потом возвращаемся к тексту. Сопоставив эти два ряда (художественный и документальный) мы и придем к выводам, которые, не просто напрашиваются сами собой, а просто-таки толкаются и сбивают друг друга с ног, пытаясь как можно скорее вылезти на публику.
Итак:



Цитаты из найденного мною текста — с минимальными поправками - вполне вписались бы в этот видеоряд в качестве субтитров:

— в Москве происходит чудо

—  невероятные люди объединились небывалым способом

— как работает этот сложнейший механизм знают только Волков и легендарный Максим Кац

— но главное — сам Алексей

— Алексей прокачивается до совершенно недостижимого для остальных уровня

— даже прорвавшаяся к кандидату со словами поддержки бабушка — сама пришла, своими ногами

— этот человек — то, что нужно. Просто поверьте, а поймете потом.

Ну и главный аргумент:

Если вы живете в Москве и все еще не придумали, как помочь Алексею — вы просто путинист, вот и все. Хоть денег пришлите что ли.
 
Вот так всегда. Начинается с того, что произошло чудо, заканчивается призывом просто поверить, поскольку понять всегда успеется, а в середине как-то так между прочим говорят, что неплохо бы деньгами помочь, если не хотите гореть в аду целую вечность. В этом смысле "св. Йорген" оказался на полшага впереди своих конкурентов, поскольку отпустил всем присутствующим грехи БЕСПЛАТНО. Но в фильме, если кто помнит, основная интрига тоже развернулась в конце-то концов вокруг денег. Как, впрочем, всегда оно и бывает в таких случаях.

Да и вообще, рекомендую обратить внимание на то, что в фильме все действие разворачивается исключительно между новоявленным "святым" и устоявшимися духовными и светскими властями. До толпы, собравшейся у храма и требующей ЧУДА ни одной, ни другой стороне дела нет абсолютно никакого: разве что публично арестовать "святого" после произведенного им исцеления вроде как неловко, да что там — невозможно... Толпу используют в зависимости от ситуации: когда-то — как ширму, когда-то — как таран и орудие давления. В-общем, точно так же, как использует массы своих сторонников  г-н Навальный и его окружение.

Короче, "Праздник св. Йоргена" на данный момент — это наше российское все, и смотреть его желательно сначала и до самого конца.  Конечно, кому-то покажется малоприятно ощущать себя частью толпы, жаждущей исцеления, а получающей лишь "бесплатное отпущение грехов", но это все же лучше, чем "поверить, а потом понять"(с). Потому что когда понимание все-таки придет, оно может оказаться чертовски болезненным.

Да, а почему я считаю, что текст был написан активным участником событий? Да потому, что "чудо св. Йоргена" невозможно без исцеления псевдо-калеки на костылях. Кто-то же должен "свидетельствовать" о чудесах, напоказ плясать на негнувшихся до того ногах и первым преклонять колена перед явлением чудотворца. Видимо, г-ну Крашенинникову было сказано, что пора "исцеляться", исповедать символ веры (что он делает, надо сказать, весьма успешно) и вставать под благословение св.Йоргена г-на Навального. А за ним, глядишь, и другие встанут.

Впрочем,  комедия — комедией, а намерения у г-на Н. серьезные. И, судя по хотя бы этому коротенькому credo, он является возбудителем серьезной психической эпидемии, волны которой становятся все мощнее. Так что академический текст о массовых психозах остается актуальным.

В ожидании же его и прочитав комментарии, так и хочется посмотреть отрывок еще раз: уж больно много параллелей, ассоциаций, вплоть до мелочей совпадающих с аферой г-на Н. и его "команды".

Елизавета Покровская

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены