Куб Навальный. Фото twitter.com/zhgun/
  • 07-08-2013 (16:58)

С почином

Блогеры о коллективной поддержке интернет-предпринимателей кандидатуры Навального

update: 12-08-2013 (13:02)

После расправы с Ходорковским и его коллегами по "ЮКОС" на протяжении 10 лет бизнесмены боялись заявлять о поддержке оппозиции. Нет — конечно, многие жертвовали деньги на развитие гражданского общества, но обычно — тайком и стараясь "не светиться". Много лет олигарх Лебедев финансировал ту же "Новую газету" и пытался реализовать свой потенциал через "Справедливую Россию", сделал Навального членом совета директоров "Аэрофлота". Были и есть и другие бизнесмены — но, пожалуй, впервые несколько десятков предпринимателей, причем — связанных не с добычей и проеданием природных ресурсов, а с высокотехнологичным Интернетом заявили о поддержке оппозиционера такого масштаба, как Алексей Навальный. Поддержали не безусловно, а в форме своего рода "социального контракта", под обязательства, что их кандидат восстановит демократию и все ее институты: "Мы ожидаем от Навального защиты верховенства закона, поддержки независимых судов, реальной подотчетности чиновников обществу".

"Вот была такая красивая идея, — пишет сам Алексей Навальный, — Нынешняя коррупционная и сомнительная власть опирается, получая моральную и финансовую поддержку, прежде всего на такой же сомнительный и коррупционный бизнес. Они нужны друг другу — вместе сырьевую ренту растаскивают. Вот и пляшут все эти олигархические недобитки вокруг "Единой России", ОНФ и Путина. Батискафы с дельтапланами оплачивают. Крючки для ловли суперщук приобретают. В обмен получают нефтяные месторождения и строительные подряды.

Изменить это без изменения власти уже не получится. Слишком устойчивый симбиоз. Экосистема: жаба на нефтяной трубе и комариная лужа рядом с ней. Они очень нужны друг другу. Но ведь есть в России бизнес, не завязанный на сырьевую ренту. Есть бизнес, созданный руками и головами, а не полученный в ходе приватизации. Бизнес, в котором главные статьи расходов — оплата людей, инвестиции в интеллектуальный капитал, а не бесконечные эти "КАПВЛОЖЕНИЯ", где каждая труба стоит в десять раз дороже рыночной стоимости. Он есть, он независим, мобилен и одновременно презираем властью, не признающей бизнеса, куда нельзя устроить своих детей с зарплатой в миллион долларов.

Ну так вот, частью легенды была идея, что именно на такой честный и независимый бизнес может опереться и честная, независимая политика. Понятно, что тайное сочувствие есть. Но на тайном сочувствии далеко не уедешь. Нужна открытая позиция, нужно открытое финансирование. Нужен "социальный контракт" между политиками, принимающими на себя обязательства прозрачной работы на благо общества и бизнесом, открыто заявляющим о поддержке таких политиков. Не эмоции, а прямая декларация общих интересов. Найдутся ли те, кто перестанет прятаться за лицемерным "мы вне политики". Они нашлись.

По теме
НОВОСТИ

Это рано или поздно должно было случиться. Я очень рад, что это произошло. Нельзя построить честную оппозицию на наличных деньгах и заявлениях "нас финансирует средний бизнес, но не скажем какой". Нельзя надеяться, что власть изменит отношение к бизнесу, если не влиять на нее и не добиваться политического представительства, а только тихо возмущаться в курилке какого-то РСПП.

Вся наша команда и наш предвыборный штаб очень гордимся тем, что мы стали первыми, с кем заключен такой "социальный контракт".Мы и впредь будем делать все, чтобы устанавливать новые стандарты открытости, прозрачности и осмысленности наших взаимоотношений с бизнес-сообществом."

"В политике и общественной жизни не так много людей, создающих новое. Попробуем вспомнить, что появилось в российской политике благодаря Алексею Навальному, — пишет Олег Козырев. — Это массовые обращения граждан в органы правопорядка, контроль за расходом средств в госкомпаниях, гражданские волонтерские онлайн—проекты, прозрачный сбор средств на гражданские и политические проекты, открытое финансирование крупным бизнесом и первые прозрачные выборы — КС…

Социальный контракт 35 бизнесменов — впервые в политической истории страны абсолютно по-западному стандарту заключен контракт между кандидатом и одной из групп избирателей. Ровно так же в демократических странах кандидаты заключают соглашения с профсоюзами, экологами, инициативными группами и т.д. И вот наконец-то пусть только одно, но полноценное такое соглашение в России. Причем в ситуации очевидных и серьезных рисков для лиц, это соглашение подписавших…"

"Не знаю почти никого из тех 37 предпринимателей, которые подписали с Навальным "социальный контракт". Но я очень хочу им всем сказать: вы сделали нечто невероятное, — пишет Марина Королева. — Для России это сравнимо с полетом в космос. Это вывод страны на другую орбиту.

Вообще — такой "социальный контракт" с кандидатами я бы распространила на любые выборы в России. Только тогда она перестанет быть страной безответственных детей, ждущих и зовущих нового папу. Папа приходит — но почему-то он снова пьет, бьет и ворует."

Антон Носик отмечает, что "о поддержке Навального, меж тем, публично объявили Камиль Курмакаев и Максим Фалдин (Wikimart), Елена Масолова (Eduson, Pixonic, Groupon), Юрий Вировец (HeadHunter), Виталий Таций (Кинопоиск), Михаил Иванов ("Манн, Иванов и Фербер"), Дмитрий Навоша (Sports.Ru), Гаджи Махтиев (Kanobu), Шахар Вайсер (Gettaxi), Анна и Мария Либерман ("Пространство идей") и еще две дюжины моих друзей и коллег по отрасли. Новость тут, понятное дело, не в том, что они его поддерживают, а в том, что не побоялись заявить об этом вслух. В наших условиях это, конечно же, риск — примеры бизнесов, раздербаненных "за политику", у каждого на слуху. Но суровая правда состоит в том, что жулики и воры попросту перегнули палку. Всякий российский предприниматель, доходы которого не связаны с распилом бюджетов под ментовской крышей, знает, что фактором риска сегодня в России является не политика, а любой успех самостоятельного игрока на рынке.

Евгений Чичваркин сегодня может казаться оппозиционером и политэмигрантом, но стоит вспомнить, что его проблемы изначально никак не были связаны с политической активностью. Некоей ОПГ захотелось украсть у него активы, и начался рейдерский прессинг по всем фронтам. Чичваркин как раз исправно искал политической крыши: купил в кои-то веки костюм и галстук, сходил в нем в Кремль на инаугурацию Медведева, поучаствовал в сурковском проекте неоппозиционной правой партии... Но все это не спасло. Когда криминал во власти разевает рот на твои активы, пытаться угодить и доказать лояльность — бесполезно. Молчание — плохая защита для ягнят.

Но одно дело — понимать, что премудрость пискаря тебя не защитит, а другое — публично отказаться от этой защиты в самый неудобный для жуликов и воров момент. На это готов далеко не каждый. К сегодняшнему дню в предвыборном фонде кандидата Навального нет ни одного перечисления от юридического лица, несмотря на огромное количество столичных бизнесменов, поддерживающих кандидата в личном качестве, анонимно, через посредников... Меня очень радует, что первыми не побоявшимися подняться в полный рост и заявить о своей позиции оказались представители как раз ИТ и интернет-бизнеса, которому я отдал последние 18 лет своей жизни. Единственные предприниматели в России, которые не получили ни рубля бюджетных денег, никакой господдержки, не имеют ни ментовской, ни едросской крыши, но при этом создают продукты, способные на равных конкурировать за российского потребителя с американскими сервисами, лидерами мировых рынков в своих сегментах.

Я рад, что именно мои собратья по интернет-отрасли нашли в себе смелость сказать вслух все то, о чем их коллеги из более традиционных отраслей бизнеса готовы пока разговаривать преимущественно на кухне, или постфактум — кто в эмиграции, кто на нарах.

Коррупция — достала.
С нею пора кончать.
Хватить бояться тех, кто ворует наши деньги.
Пусть лучше они нас боятся.
Venceremos."

Аристарх Космоплетов, впрочем, отмечает недостатки в такой форме поддержки: "37 предпринимателей заключили социальный контракт с кандидатом в мэры Москвы Алексеем Навальным. "Социальный контракт" — он же "общественный договор", точнее, его первый зачаток.

Идея отличная. Почти такая же, как создание Координационного Совета Оппозиции (КСО). Но, как и в том случае, ее губят виртуальность, недоработки… Нет социальной базы ниже владельцев компаний. Если бы они в рамках идеи (этой идеи!) заключили со своими работниками коллективные трудовые договоры, достойные 21 века, такая база и соответственно связь этой идеи по линии: "избиратель — Навальный" появилась бы. Возможно, у них уже заключены замечательные договоры с сотрудниками. Но я не нашел этого абзаца в письме. 37 владельцев компаний заключили "социальный контракт" с Навальным. Но что с этого получают 370 или 3700 РАБОТНИКОВ этих компаний? Что получают избиратели? Умозрительное: победит Навальный, власти будут меньше кошмарить бизнес, владелец нам (может быть) зарплату повысит?

Это не общественный договор, это надежда на нового, доброго, царя. Общественный договор — многоуровневый, охватывает все уровни общества снизу доверху. Возможно, ошибку еще можно исправить. Скажем, по требованию одной из сторон — кандидата Навального. Почему бы нет?"

Дмитрий Разин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела
  • 22-03-2024 (21:56)

Более 100 человек погибли при теракте в "Крокусе" — ФСБ

  • 28-12-2022 (16:29)

Устроившего стрельбу в пермском вузе приговорили к пожизненному сроку

  • 28-11-2022 (12:02)

Вторжение России в Украину: главное за 28 ноября

Материалы сюжета
  • 01-06-2020 (21:48)

Партия "Новые люди" получила право участвовать в выборах 2020 года

  • 17-03-2020 (15:21)

Глава Мосгоризбиркома Горбунов подал в отставку