ИТАР-ТАСС
  • 18-09-2013 (11:02)

Партийное разжижение

Эксперты КГИ отмечают успешное выступление новых партий и позитивные сдвиги в политической системе

update: 18-09-2013 (11:05)

Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина опубликовал 16 сентября доклад “Рождение новой парадигмы выборов”, в котором исследованы итоги единого дня голосования 8 сентября. Эксперты считают, что конкуренция между партиями усилилась. При этом внесистемная оппозиция достаточно успешно выдержала эту конкуренцию. Выборы отметились "постепенным переходом от апатии к мобилизации, от инерции к политическому обновлению", считают авторы доклада, политолог Александр Кынев и юристы Аркадий Любарев и Андрей Максимов.

Эксперты отмечают, что благодаря упрощению регистрации новых партий произошла либерализация партийных списков. Авторы доклада доказывают это математически: среднее число партий, которые боролись за места мэров и депутатов, оказалось самым высоким с 2007 года.

Вместе с этим на выборах отличились кандидаты от внесистемных партий и самовыдвиженцы. Так, кандидат от "Гражданской платформы" Евгений Ройзман стал мэром Екатеринбурга, а главой Петрозаводска выбрана директор издательского дома "Губерния" Галина Ширшина (самовыдвиженец). Авторы доклада обращают внимание на солидные результаты Александра Лукичева на выборах мэра в Вологде ("Гражданская платформа", набрал 23,4 процента против 48,3 у кандидата "Единой России") и Галины Кудрявцевой на выборах мэра Воронежа ("Альянс Зеленых – Народная партия", набрала 26,7 процентов).

Помимо победы Ройзмана в Екатеринбурге, на счету "Гражданской платформы" хорошие результаты на выборах региональных парламентов Иркутской области, Калмыкии, городских представительных органов Екатеринбурга, Красноярска, Якутска и Тольятти.

Смотрите также
Реклама
НОВОСТИ
Реклама
Реклама

Хотя на старте предвыборной кампании "Гражданская платформа" выступила слабее, чем ожидалось, эксперты полагают, что это связано с использованием административного ресурса против партии. В итоге "Гражданская платформа" лишилась списка в Ярославской области, главного спонсора и второго номера в партийном списке Ивановской области, ключевых кандидатов в Якутии и Рязани. Однако в тех местах, где партии удалось сохранить представительство своих сильных кандидатов в избирательных бюллетенях, ее результаты нередко превзошли показатели "Справедливой России" или ЛДПР. В результате средний процент "Гражданской платформы" составил 4,5 процента. Таким образом "ассортимент" партий прибавился, и новоявленная партия Михаила Прохорова удачно вписалась в пятерку лидеров наряду с четырьмя парламентскими партиями при значительном отрыве от других новых партийных проектов.

Как отмечают авторы доклада, рост конкуренции произошел в результате политической реформы, сознательно проводимой Кремлем. Однако события развиваются не по сценарию, спущенному сверху, поскольку низкая явка на выборах сыграла не на руку власти.

В результате этот план обернулся против "Единой России", Сергея Собянина в Москве, Якова Силина в Екатеринбурге и Николая Левина в Петрозаводске.

В целом, считают эксперты, позиции у партии власти стабилизировались, что связано с "успокоением" электората после протестной волны 2011–2012 годов. По расчетам, средний процент голосов за “Единую Россию” на выборах в региональные парламенты снизился (стал 54,1 процента, а без учета регионов электоральных аномалий – Чечни, Башкортостана и Кемеровской области – 47,6 провентов) по сравнению с предыдущими выборами в те же органы (было 62,1 процента, без учета трех названных регионов – 56,5 процентов), но несколько вырос по сравнению с выборами 4 декабря 2011 года (было в регионах нынешних выборов 49,1 процентов, а без учета трех аномальных регионов – 42,5 процента).

Между тем авторы доклада настроены позитивно. Нынешняя динамика говорит о том, что "разжижение" партийной системы действительно началось и дает импульсы для плюрализации политической системы.

Постепенно новые технологии (социальные сети, электронные платежи для финансирования кампании), перешедшие с протестных площадей в избирательные кампании, становятся инструментами для мобилизации электората. Причем, в ближайшие годы эти новшества станут востребованы и за пределами крупных городов, заключают эксперты.

Андрей Карев

Реклама
Материалы раздела
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама