Не успел я высказаться по поводу патерналистского распоряжения Медведева "признавать" в России дипломы ведущих университетов мира, как глава правительства снова отличился. На этот раз Дмитрий Анатольевич предложил увеличить размер госпошлины за развод. Члены Совета Федерации, которые, несмотря на свои антиамериканские настроения, предпочитают, чтобы их называли сенаторами (богатыми они уже стали, теперь хочется приобщиться к знаменитым), поговаривали об увеличении в 75 раз — с 400 до 30 000 руб. Вспоминается анекдот времен холодной войны: "Мистер Брежнев, а вы их дустом не пробовали?" Медведев же не только строг, но и справедлив, и понимает, что дустом не надо и что для сенаторов и 30 000 — карманная мелочь.  Поэтому он предлагает брать больше, но все же не 30 000. Правда, сколько именно, — пока не уверен.

Но за это проявление гуманизма я благодарить Дмитрия Анатольевича не стану, ибо увеличивать госпошлину за развод совершенно незачем. Российское правительство гордится внезапно свалившимися на него сотнями миллиардов нефте- и газодолларов и тратит $50 миллиардов на Сочинскую Олимпиаду, потратит, наверняка, не меньше на чемпионат мира по футболу 2018 г., расшвыривается безумными суммами на строительство стадионов, которые по десять лет не могут достроить, и федеральные кладбища, которые пустуют. В России любят подчеркивать, что Москва занимает второе место в мире по числу миллиардеров. Так неужели эта великая, щедрая, могущественная держава, с которой, по мнению многих, теперь считаются во всем мире, настолько оскудела, что вынуждена пробавляться за счет разводов своих собственных граждан?   Неужели все, на самом деле, так плохо в государстве российском?

Нет, утешает нас глава правительства. Деньги тут не при чем. Деньги правительству вообще не нужны. Увеличение цены развода — это еще одно проявление заботы о нас, о народе. Чтобы не разводились. Ну, и чтобы деток продолжали рожать во славу отечества, укрепляя, так сказать, демографическую мощь России. Вот он, родной менталитет.  Ведь могли бы, например, премировать супружескую пару за каждый год, прожитый в браке. Может, вот это и способствовало бы росту населения. Но нет.  Только кнут, и никаких пряников.

Хорошо еще, что разводящихся решили не подвергать публичной порке и на лесоповал не отправлять. Разрешают лишь 30 000 рублей отделаться.  При этом Медведев поясняет: "Надо включать голову, когда вы регистрируете брак".  В свете недавнего развода самого главы РФ, мысль эта звучит не только очень лично, но и почти по-диссидентски. В любом случае, я с нею совершенно согласен. Замечу, однако, что голову надо включать не только при регистрации брака, но также и при составлении законов. Посему предлагаю все-таки включить (лучше поздно, чем никогда) и признать следующее:

Первое, нельзя налагать единую госпошлину на все субъекты федерации. Средняя зарплата по РФ в 2013 г. – 33 856 р., в республики Марий Эл – 16 686, в Москве – 53 953, на Чукотке – 65 004. Так почему на всех этих территориях должна взиматься одна и та же сумма?  Размеры госпошлины должны определяться по доходу в каждом регионе, как это делается, например, в США. Там стоимость и заключения брака, и его расторжения меняется не только от штата к штату, но и от округа к округу в пределах каждого штата, потому что зарплаты в каждом округе не одинаковые.

Кроме того, до каких пор столь локальные вопросы, как стоимость развода в каком-нибудь поселке в 10 000 км от Москвы, будут решаться в Кремле? Не по федеративному это как-то, а по-имперски. Имперское мышление основано на презумпции того, что регионы сами не знают, что будет им во благо, а если и знают, то доверять им в этом все равно нельзя, ибо они глупы и неблагонадежны. Поэтому до сих пор Центр решает вопрос том, в каком часовом поясе надлежит находиться жителям Якутии и Камчатки, во сколько им вставать и ложиться спать, какой налог на импортные автомобили платить жителям Приморья, какой объем дорог нужен Сибири, и сколько граждане на всех необъятных просторах России должны платить за развод.

Может, хватит уже имперского патернализма? Может, достаточно уравниловки? Может, федеральному правительству, а также его сенаторам и депутатам Думы пора воспринимать регионы серьезно?

Включаем голову во второй раз. Если никакого уважения к регионам у федералов все-таки нет и всю страну они намереваются засунуть в прокрустово ложе единой госпошлины, то 30 000 для большинства россиян  — это не много. Это — грабеж. Приведу для сравнения Флориду, где я прожил полтора десятка лет. В среднем госпошлина на стандартный развод по обоюдному согласию там — около $400. А средняя зарплата жителей этого штата - $40 750 в год, или $3 395 в месяц. И это при том, что по зарплате Флорида занимает лишь 32-е место среди 50-ти с лишним субъектов США. То есть, если увеличить стоимость развода в РФ до 30 000, то получится, что во Флориде люди зарабатывают в три с половиной раза больше, чем россияне (33 856 руб. в месяц), а платят за развод в два с половиной раза меньше.  Ну, это потому что их правительство не столь "человеколюбиво" и строит демографическую политику не на принципе кнута, а на принципе пряника или, по крайней мере, дает людям жить спокойно.

А теперь включаем голову в третий раз. При всем уважении к образоваию российских патрициев … простите, сенаторов и членов правительства, им пора было бы знать, что кнутом не заставишь быть счастливым в браке. Размножаться — тем более. На самом деле, увеличение госпошлины (читай: штрафование) за развод приведет к двум последствиям:

(1) супруги будут расходиться, как и раньше, но станут реже разводиться (регистрировать развод), так что число разваленных семей останется неизменным, хотя статистика разводов понизится; и

(2) люди будут реже регистрировать брак, так что понизится не только статистика разводов, но и статистика браков, а общее количество существующих браков опять-таки может остаться неизменным.

Вот к каким выводам должны были бы прийти в правительстве, если бы знали, как включается голова.

Леонид Сторч

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены