Не тревожься,— утешал Паливца Швейк.— Я арестован всего только за государственную измену.
— Но я-то за что? — заныл Паливец.— Ведь я был так осторожен!

(Ярослав Гашек. "Похождения бравого солдата Швейка")

Что происходит в России? Односложно на этот вопрос не ответишь. Ведь слово "реакция", хотя и достаточно емкое, не вмещает в себя столько оттенков, чтобы передать весь букет ощущений от актуального российского бытия.

Поток ежедневных новостей захлестывает, как девятый вал, с той только разницей, что девятый вал, говорят, бывает один, а здесь каждый день на тебя обрушиваются волны информации, в любой из которых можно захлебнуться.

Есть новости, вызывающие недоумение: например, сообщение о том, что съезд православных врачей требует ввести изучение богословия в медицинских вузах. И таких новостей с каждым днем все больше.

Есть новости, вызывающие смех, правда не добрый и не здоровый: ну а как иначе можно реагировать на постоянное самозатухание "высокотехнологичных" олимпийских факелов отечественной конструкции? К тому, что не летает "Булава", мы все уже привыкли, но факел? Ладно, проехали.

Некоторые новости вызывают возмущение, к этой категории относится практически вся информация о деятельности судебно-следственных и пенитенциарных органов, видимо, задавшихся целью расшатать последние устои российской государственности. А все остальные сообщения информагенств, касающиеся как внутренней, так и внешней политики, как минимум, внушают тревогу.

Все время что-то запрещают, причем, явно не то, что нужно, кого-то клеймят и с кем-то ссорятся.

Ну, ладно, американский империализм, может и вправду стоит, как говаривали в советские времена,"прибить к позорному столбу истории". Но представить, как предлагают нам высоколобые МИДовские профи, что маленькие Нидерланды всерьез злоумышляют против России, увольте, не могу. Как не могу поверить в плохое литовское молоко, хотя бы потому, что с детства помню, как любили все питерцы молочные продукты из Прибалтики.

Вот все вышеперечисленное, и еще сотни и тысячи больших и маленьких новостей, это и называется "реакция"? Простите, на что реакция? На несколько митингов на Болотной?

Не крутовато ли будет?

И даже ежели копнуть глубже, лет эдак на двадцать-двадцать пять назад, и попытаться рассмотреть весь маразм происходящего, как реакцию на перестройку и последовавший за ней обвал, то такое объяснение окажется недостаточным.

Даже в самые оголтелые советские времена никто не покушался на репинского "Ивана Грозного", и не пытался "воссоздать" никогда не существовавшее Московское казачество. Что ни говорите, а советское мировоззрение было насквозь пропитано преклонением перед наукой и техникой, перед духом модернизации.

Так, может быть, мы имеем дело с реакцией социального организма на принудительную модернизацию, практиковавшуюся в нашей стране на протяжение последних 300 лет, начиная с Петра Великого? Это уже, как говориться, теплее.

Похоже, что некоторые пласты российского населения за 300 лет так же неглубоко прониклось идеями рационализма, как и христианства за тысячелетие. Не случайно же нынче так востребованы всевозможные знахари, колдуны и экстрасенсы.

Но такая архаика сохраняется во всех, даже самых продвинутых обществах: копните поглубже шведа, и там найдете берсерка-язычника. Что, однако,не заставляет скандинавское общество восстанавливать институты и нравы эпохи викингов.

А часть нынешней российской элиты, похоже, всерьез бредит православной монархией! С чего бы это?

Понятно, что общественное сознание, как и природа, не терпит пустоты, но почему поиск национально-государственной идентичности уходит в такие исторические дали?

Слушая валдайскую речь Владимира Путина невозможно отделаться от ощущения путешествия во времени. Вперед — в прошлое, глубокое, как бездна.

Это даже не императорская Россия:"Москва — третий Рим" старца Филофея, начало XVI века, только-только из Орды вылупились.

Но иногда кажется, что и этого нашей политической элите мало, ее тянет еще глубже, в самую гущу Орды. Не случайно вновь оказались востребованы идеи евразийства.

Может быть, здесь и кроется разгадка идеологических судорог нынешней российской власти?

Страх перед очередным крушением очередной империи?

Недавно, перечитывая бессмертного Швейка, я поймал себя на ощущении удивительной актуальности романа о похождениях этого бравого солдата. Маленький человек против огромной, жестокой, но неповоротливой и на глазах разлагающейся империи Габсбургов. Нет, Швейк не революционер и даже не оппозиционер. Да и вокруг него не видно ни революционеров, ни сознательных реакционеров. На поверхности плавает пена — жулики и маразматики, соревнующиеся между собой в изощренности издевательств над нормальным человеком. А он отбивается, как может, разрушая юмором и здравым смыслом последние "духовные скрепы" распадающегося государства.

Каждый из нас видит вокруг не столько борьбу между Властью и оппозицией (где она сегодня, эта оппозиция, ау?), сколько войну обезумевших шпиков-Бретшнейдеров* против каждого, кто сохраняет человеческое достоинство и чувство юмора. Всякий вменяемый человек в России сегодня - потенциальный "Государственный преступник". Швейку повезло, как известно, он попал в плен. А Австро-Венгерская империя, потерпев поражение в войне, развалилась без долгих конвульсий.

Нам на такой исход рассчитывать не приходится. Агония будет долгой и, похоже, мучительной.

И, все же, рецепт победы над Левиафаном остается все тем же, что и у неунывающего Швейка: здравый смысл и чувство юмора. Ну и, пожалуй, еще элементарная человеческая солидарность.
_____________________
Бретшнейдер — шпик, арестовавший бравого солдата.

Илья Константинов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены