Путинцы ликуют – «Форбс» признал ВВП влиятельнейшим политиком планеты. Зато Обаму списали в «хромые утки». Два месяца назад вся казенная и вся «патриотическая» Россия яростно кинулись на тезис президента Б.Х. Обамы об исключительности Америки.

Совсем недавно патриарх РПЦ Кирилл в очередной раз провозгласил Россию великой цивилизацией, одновременно дав понять, что официальная доктрина Московской патриархии основывается на учении Данилевского об автономных «культурных кругах», а также на работах таких историков как Тойнби, рассматривающих всемирную историю как параллельное развитие цепочки цивилизаций.

Напомню, что с точки зрения Данилевского, Славянская (Русская) цивилизация совершенно самостоятельна от Европейской (в его терминах — Романо-германский культурный круг) и её ареал должен доходить до Эльбы и охватывать Балканы. Ирония в том, с точки зрения исторической перспективы, именно при Обаме Американская цивилизация устранила последние ценностные барьеры на пути к расширению своего влияния, а при Путине Русская цивилизация вступила в свой финальный кризис.

Многократно обруганный, в том числе и Путиным, тезис Обамы об историческом превосходстве Америки не нов, он является развитием концепции об исключительной роли Соединённых Штатов в истории современного мира, высказанных за последние без малого 200 лет такими очень разными деятелями, как французский историк Алексис де Токвиль, президент-республиканец Эйбрахам Линкольн и президент-демократ Вудро Вильсон. Ни одного из них, очевидно, нельзя обвинить ни в расизме, ни в шовинизме и ксенофобии.

Я присоединяюсь к вышеуказанным господам в их оценке США и постараюсь кратко обосновать свою позицию.

Я исхожу из антропологического единства человечества. Самые недавние открытия подтвердили как единство человечества, так и единство его предков. Кстати, именно такая антропологическая позиция и является водоразделом между правыми и очень правыми, которые её отрицают, и этим обосновывают расизм.

Это единство предполагает в итоге (через века и тысячелетия) формирование общечеловеческой цивилизации, точно также, как сейчас идёт формирование региональных цивилизаций из национальных культур, национальных культур – из племенных и локальных.

Общемировая (слово «общечеловеческое» вызывает такое же глумление, как и слово «россияне» — т.е. жители страны Россов) цивилизация может сформироваться только на основе культуры-матрицы.

Точно так же великие региональные цивилизации формировались на основе национальных культур, например, китайской, аравийской или римской. Иногда носителем культуры является страна – носитель дочерней культуры. Эллинская культура разошлась по Восточному Средиземноморью не благодаря Афинам или Коринфу, а благодаря заштатной Македонии.

Рим, который донёс античную цивилизацию до границ Шотландии, песков Сахары и чащоб восточной Германии, тоже не являлся примером рафинированной культуры. Аналогичное место в истории распространения культур сыграли такие цивилизации-нувориши, как Япония (при распространении южнокитайской традиции) или аравийские арабы – в распространении сирийской, месопотамской и персидской традиций.

В XVIII веке стало ясно, что ни Китайская, ни Индийская, ни Исламская цивилизации (в рамках Османской империи) не способны стать основой общемирового развития. Эта роль досталась Западной Европе.

Тогда же началось соперничество между Францией и Британией за то, чья национальная культура станет «матрицей» для Западноевропейской цивилизации. К этому моменту культуры Испании и Северной Италии уже быстро теряли своё огромное значение. Французская культура, благодаря Просвещению, стала бесспорным цивилизационным гегемоном в Европе. «Асимметричным» ответом Британии стало создание дочерней от Европейской цивилизации в Северной Америке, построенной на англосаксонских культурных стандартах. Эта Северо-американская англосаксонская дочерняя цивилизация показала куда больший исторический динамизм, чем созданная Испанией и Португалией даже ранее и куда более блестящая Иберо-американская цивилизация. Параллельно началось интенсивное распространение британской культуры по всему незападному миру, далеко опередившее и французское, и испанское культурное влияние.

В Западной Европе с середины XIX века вовсю шло соперничество между французской и германской культурами за духовную гегемонию над Европой. Английская культурная «закрытость» помешала Британии достойно участвовать в этом соревновании. Соперничество культур, среди прочего, привело к Первой мировой войне. Именно эта война, а также невиданный динамизм дочерней Русской цивилизации и русские революции привели к тому, что в двадцатые годы реальное соперничество между цивилизациями-матрицами перешло к двум дочерним цивилизациям – Северо-американской в лице США и Русской – в лице СССР. В 1945 году эти цивилизации поделили мир. Застой СССР 70-х сделал США победителем в этом соревновании.

Обратим внимание, что именно изначальная относительная примитивность соседа Эллады Македонии IV века до н.э. и соседа эллинизма Римской республики III века до н.э. помогли им стать носителями кодов универсальных цивилизаций – эллинистической и римской. Подобно этому, именно примитивность и «дочерность» североамериканской культуры дали ей возможность стать универсальным распространителем ценностей великой Европейской цивилизации.

На сегодняшний день американская цивилизация с её культурной открытостью, динамизмом, гражданским характером религии и приоритетом правозащитных и демократических ценностей (в идеале) является уникальной в качестве матрицы для складывания цивилизации общемировой.

Приход в Белый дом команды Обамы снял излишний налёт «бело-протестансткой» исключительности, так раздражавший мир при Буше-младшем. Публичная поддержка Обамой «арабской весны» (в её умеренных вариантах) означает публичное обращение к революционно-демократическим корням американской традиции. Американская субцивилизация сегодня демонстрирует свою максимальную открытость и культурный универсализм.

Несмотря на своё нынешнее величие, ни китайская цивилизация, ни ислам, именно из-за их «закрытости», роль матрицы единой цивилизации в рамках планеты играть не могут. Это показали неудачные китайские попытки идеологической экспансии в период Великой Пролетарской Культурной революции 1966-69 годов и тот тупик, в который сейчас упёрлась начавшаяся 35 лет назад в Иране Исламская революция.

О перспективах Русской цивилизации, которую и политическая элита, и интеллектуалы наперегонки толкают в сторону православного фундаментализма, грустно даже говорить.

В принципе, манифестируя на Всемирном Русском соборе Русскую цивилизацию в качестве Великой, глава РПЦ почти прав. Ему надо было лишь добавить, что Русская цивилизация — Великая Европейская цивилизация. «Дочь» двух матерей — Западноевропейской и Византийской, наследница Рима и Эллады. В таком ракурсе видна неадекватность постулирования антизападной особости России. В этом смысле Россия так же изначально «антизападна», как Северная Америка изначально – антибританская, а Южная Америка – «антииспанска» или «антипортугальстка». Кирилл так же прав, когда заявил, что этнический раскол уничтожает универсализм Русской цивилизации. Он забыл добавить – уже. Русский этнический национализм и антиисламизм уже уничтожили Россию как цивилизационную общность, сохранив лишь хитиновый панцирь имперской государственности. И еще одно забыл упомянуть –

многолетний вклад РПЦ в формировании русского великодержавного национализма. Который и стал могильщиком Великой Русской цивилизации.

Именно Путин своими нелепыми метаниями между декларативным имперским универсализмом и тотальной пропагандой консервативного русского национализма ввёл Россию в финальную стадию распада, при которой русский этнический национализм превращается одновременно и в криптоидеологию режима и в ведущее оппозиционное течение, оттеснившее либералов.

По иронии истории, одновременно с социокультурным надломом путинской России, Обама придал американской дочерней цивилизации новые универсалистские черты. Американский президент достиг этого, когда поддержал падение секулярных ближневосточных автократов, «трусливо» отказался от ударов по Сирии, осудил расправы военных в Египте и своей медицинской реформой завершает превращение США в социальное государство. Таким образом, Обама вновь развернул над своей страной гуманистическое и демократической знамя современной Западной цивилизации.

Завершая наш кастинг цивилизаций, отмечу, что новая самостоятельная цивилизация достаточной степени развитости, например, в Африке или Океании, явно не успевает появиться, чтобы стать соперником США.

И теперь – два замечания моих критикам из антиамериканского стана.

Специально – для противников буржуазности. Гибкость и демократизм (антиаристократизм) американской традиции позволяют создавать и достаточно левоориентированные модели. Более того, только американская матрица создаёт условия для развития демократического социализма анархического толка.

Специально – для пламенных патриотов России. В своей борьбе за право быть матрицей человечества Русская цивилизация породила – перечисляю в хронологическом порядке: анархизм; социалистическое почвеничество (народники); мессианский сионизм* (палестинофильство); мессианскую литературу (основана Достоевским и Толстым); теорию непреодолимого цивилизационного барьера между Россией и Европой (вышеупомянутые культурные круги Данилевского); профашистское «народно-монархическое» движение (черная сотня); большевизм, позднее разделившийся на сталинизм и троцкизм; гуманистическое правозащитное движение, инициированное борьбой за права человека в СССР.

*Если отойти от расистского понимания русскости, то идейные движения среди евреев черты оседлости, возникшие буквально по кальке русского народничества, безусловно, являются (и именно так воспринимались на Западе) как феномены русской культуры.

Евгений Ихлов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter