С сегодняшнего дня в России вступает в силу закон, который серьезно меняет правила выдачи водительских прав. Количество категорий водителей увеличилось до 10. Владельцы мопедов и легких квадроциклов, которыми раньше можно было управлять без прав, теперь должны будут получить права. Категория В делится на две: для легковых автомобилей с автоматической и ручной коробкой передач, и получив права на автомат, для того, чтобы иметь право сесть за руль машины с ручной коробкой, надо поучиться в автошколе и сдавать экзамены заново. Кстати, экстерном теперь ничено сдать нельзя, а только пройдя полный курс обучения в автошколе, что, может, и не плохо.

Но вот что удивляет. Цитирую газету-ру:

С 5 ноября все водители-иностранцы, занимающиеся на территории России профессиональной деятельностью, должны были выходить на работу с российскими правами. В противном случае организацию, выпустившую в рейс такого водителя с национальными правами, планировалось штрафовать на 50 тыс. руб. Авторы этой идеи отмечали высокое количество ДТП, совершаемых профессиональными водителями-мигрантами, и зачастую их слабую водительскую подготовку. Например, многие сейчас вспоминают водителя-нелегала из Армении Грачью Арутюняна, который 16 июля этого года за рулем "КамАЗа" устроил в Подмосковье ДТП, в котором погибли 18 человек. После этого депутаты Госдумы заговорили о необходимости еще большего ужесточения закона для мигрантов.

Несмотря на это, сама Госдума в последний момент дала задний ход, и водителям-иностранцам дали отсрочку на полгода, до 14 мая. Именно с этого времени запрет для них и начнет действовать. Причина столь неожиданной поблажки для мигрантов стала техническая ошибка в тексте закона.

Дело в том, что сам запрет, требующий определенной законодательной подготовки, изначально и должен был заработать только с 14 мая 2014 года. Из-за того что в целом закон "О безопасности дорожного движения" вступает в силу с 5 ноября, в нем на этот счет прописана оговорка для соответствующего абзаца в тексте. Однако в ходе редакции закона поправка о водителях-мигрантах оказалась в другом абзаце и, таким образом, попала в основной текст, который и вступает в силу во вторник.

Ошибку заметили совсем недавно. Чтобы успеть исправить ее до часа икс, законодатели проявили завидную оперативность: быстро внесенные в Госдуму поправки были приняты и прошли все инстанции буквально за несколько дней в конце октября — начале ноября.

Если бы сделать это не успели, после 5 ноября система общественного транспорта во многих регионах России могла бы быть фактически парализована: по всей стране водителями автобусов и маршруток работают десятки тысяч мигрантов, которые не успели ничего поменять и продолжают ездить по своим национальным правам. Так, в одном только Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 13 тыс. профессиональных водителей-мигрантов. Получить российские права к 30 октября успели всего 25 человек...

"Идеология этого запрета основана на имеющейся печальной статистике. Большинство водителей-мигрантов приезжают к нам из стран с совсем другими условиями эксплуатации транспорта, например климатическими, — отметил депутат. — Там нет гололеда, снежных заносов, интенсивности трафика, и при их подготовке они с этими факторами там не сталкиваются. Попадая в Россию, к этим и ряду других особенностей вождения они оказываются просто не готовы и не могут адекватно реагировать. Так что такие меры необходимы в первую очередь для их собственной безопасности".


ОТСЮДА

За последние пять лет я редко появляюсь в Москве. Поэтому все изменения, которые там происходят, вижу особенно выпукло. Если раньше таджики с узбеками в основном калымили, занимаясь частным извозом на раздолбанных консервных банках, то теперь они пересели в кабины автобусов и маршруток и управляют уже общественным транспортом. При этом, как выяснилось, у них у всех права, выданные на родине. То есть фактически они ездят вообще без прав, подвергая реальной опасности жизнь пассажиров. Вот как странно. И если на нас новые правила получения водительских удостоверений обрушили неожиданно, вот прямо с сегодняшнего дня, то им на получение прав отвели еще целых семь месяцев. И все это время они останутся за рулем.

Андрей Мальгин

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены