На этой неделе в Европейском парламенте прошло учредительное заседание Межпарламентской группы "Правосудие для Сергея Магнитского", объединившей законодателей из 13 стран, в том числе 11 стран Евросоюза, а также политиков, журналистов и общественных деятелей, вошедших в ее Наблюдательный совет (в их числе и автор этих строк). Цель группы – координация действий парламентариев стран ЕС и Канады по введению визовых и финансовых санкций в отношении российских чиновников, причастных к коррупции и нарушениям прав человека, по образцу "закона Магнитского", принятого год назад в Соединенных Штатах.

"Закон Магнитского" – самый пророссийский закон, когда-либо принимавшийся зарубежным парламентом. В условиях, когда чудовищная коррупция и нарушения базовых конституционных прав стали нормой поведения власти, а в стране отсутствует независимое правосудие, перспектива личной ответственности для коррупционеров и нарушителей – единственное, что может хоть в какой-то степени защитить российских граждан от беззакония и произвола. Не секрет, что многие путинские чиновники, для которых образец политического устройства – это Зимбабве, а образец экономической прозрачности – Экваториальная Гвинея, предпочитают хранить "заработанное" в западных банках, покупать недвижимость в западных странах, отправлять детей в западные университеты, ездить на "шоппинг" на Оксфорд-стрит и Пятую авеню.

С этим двуличием пора заканчивать. Те, кто нарушает права российских граждан и ворует деньги российских налогоплательщиков, не должны пользоваться благами демократических стран. Именно об этом мы с коллегами говорили на заседании Межпарламентской группы в Брюсселе. Этот подход, по данным "Левада-центра", поддерживают 44% российских граждан (против выступают всего 21%) – и это несмотря на дружный пропагандистский хор защитников власти, пытающихся представить персональные ограничения для коррупционеров как "санкции против России" (наверное, трудно придумать более оскорбительное для страны тождество). Почти половина авторов только что вышедшего под редакцией Елены Серветтаз сборника "Почему Европе нужен “закон Магнитского" – российские политики, общественные деятели, правозащитники и журналисты.

Если введение санкций в США стало для Кремля серьезным ударом (к слову, на этой неделе американские сенаторы потребовали включить в "список Магнитского" главу Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина), то аналогичные меры в странах ЕС грозят ключевым фигурам режима персональным апокалипсисом. В стремлении предотвратить их принятие власть не брезгует самыми подлыми методами, вплоть до возведения шантажа в ранг государственной политики: весной российский посол в Дублине Максим Пешков пригрозил Ирландии проблемами с усыновлением российских сирот в случае введения ее парламентом визовых санкций против нарушителей прав человека. В условиях, когда Кремль может успешно давить на отдельные страны ЕС, наиболее реалистичный путь введения европейского "списка Магнитского" – его принятие на уровне всего Евросоюза. Именно с этой целью и создана Межпарламентская группа.

Возможность может представиться уже скоро. Как известно, правительство Путина добивается безвизового въезда в страны ЕС для обладателей "синих" служебных паспортов (то есть снова для тех же чиновников). Это соглашение должно будет пройти утверждение в Европарламенте, что дает нам важный рычаг: нужно добиваться, чтобы обязательным условием его ратификации стало введение руководством ЕС персональных визовых и банковских санкций в отношении чиновников РФ, причастных к коррупции и нарушениям прав российских граждан – точно таких же, какие уже действуют в Евросоюзе против коррупционеров, нарушителей прав человека и фальсификаторов выборов из Белоруссии и Зимбабве.

Между тем для российских политиков "закон Магнитского" стал своего рода лакмусовой бумажкой. К единороссам и другим открытым сторонникам власти вопросов нет – такая у них работа. Вопросы есть к тем, кто называет себя "оппозицией" и на словах клеймит "антинародный режим", но при этом готов защищать финансовые интересы властных коррупционеров. Отношение к "закону Магнитского" – это водораздел между оппозицией настоящей и "оппозицией его величества". Причем, как видно, это вовсе не зависит от партийной принадлежности или идеологической окраски.

Приведенная ниже таблица может послужить полезным политическим "путеводителем".

 

ЗА "ЗАКОН МАГНИТСКОГО"

ПРОТИВ "ЗАКОНА МАГНИТСКОГО"

Владимир Буковский, соучредитель движения "Солидарность"

"Позиция сегодняшних российских правящих кругов шизофренична: Запад для них враг… и в то же время безопасное место, в которое они посылают свои деньги, своих детей и свои семьи. Такая вот циничная двойственность. Именно поэтому этот закон так больно по ним бьет".

(источник)

Алексей Арбатов, член политкомитета партии "ЯБЛОКО"

"На Западе могут быть недовольны тем, что произошло с Магнитским… Но взять и напрямую, по своему собственному разумению, увязать с произошедшим какие-то санкции в отношении ряда лиц, во-первых, неэффективно, а во-вторых, контрпродуктивно… Это превратилось в символ – символ попытки США навязать нам свои правила и вмешаться в наши внутренние дела".

(источник)

Борис Вишневский, заместитель председателя фракции "ЯБЛОКО" в Законодательном собрании Санкт-Петербурга

"Представители российской “элиты” непрерывно твердят на публике о “враждебном Западе”. Но вести дела, отдыхать, учиться и лечиться предпочитают почему-то не в Северной Корее, не в Белоруссии и не в Казахстане. Понятно, что для них список Магнитского – нож острый".

(источник)

 

Владимир Жириновский, председатель ЛДПР

"Считаем, что со стороны России необходимы аналогичные адекватные меры… Мы считаем, что немалую роль в нагнетании ситуации вокруг “списка Магнитского” играют такие небезызвестные в России персонажи как Немцов, Каспаров и ряд аналогичных одиозных персонажей… Считаем это предательством национальных интересов России".

(источник)

Дмитрий Гудков, депутат Госдумы РФ

"Закон Магнитского” абсолютно пророссийский… Позиция России по закону Магнитского напоминает мальчика из анекдота, который “назло бабушке решил себе отморозить уши".

(источник)

Геннадий Зюганов,

председатель ЦК КПРФ

"Список Магнитского” - это унижение для всех нас, унижение для нашей страны и для каждого гражданина"

(источник)

 

Владимир Кара-Мурза (мл.), член федерального политсовета РПР–ПАРНАС

"Кремлевским чиновникам… придется выбирать. Или разгоны мирных демонстраций, “басманное правосудие” и фальсификация выборов – или счета в американских банках, отдых во Флориде и рождественский шоппинг на нью-йоркской Пятой авеню. Лицемерию приходит конец. Безнаказанности для нарушителей прав и свобод российских граждан больше не будет".

(источник)

Николай Левичев, заместитель председателя Госдумы РФ ("Справедливая Россия")

"Такое ведение диалога с государствами на основе каких-то ультиматумов или каких-то таких пугалок, вообще контрпродуктивно".

(источник)

Гарри Каспаров, председатель Объединенного гражданского фронта

"Если Запад перестанет пускать к себе этих людей, они столкнуться с серьезной проблемой: деньги или Путин… Теперь те люди, которым Путин разрешал вывозить средства на Запад, боятся их потерять. Он сам занервничал и начал грозить, что велит перевести миллиарды из западных банков в Россию. Для олигархов это была бы катастрофа. Они бы потеряли все! Поэтому пришел подходящий момент, чтобы Запад усилил свое давление, тогда путинское окружение начнет отворачиваться от своего шефа".

(источник)

Эдуард Лимонов, лидер партии "Другая Россия"

"Немцов и Каспаров не просто лоббировали закон, наказывающий третьестепенных чиновников из списка Магнитского смехотворным “наказанием” недопущения в Америку… они еще позволили себе нанести ущерб российским государственным, национальным интересам. Дали повод Америке поставить Россию, как нашкодившую школьницу, в угол и отчитывать. У нас уже есть нехорошие воспоминания, мы помним, как после “Архипелага Гулаг”… в угол поставили СССР и отчитывали".

(источник)

Михаил Касьянов, сопредседатель РПР–ПАРНАС

"Этот закон – не против Российской Федерации, этот закон – не против российских граждан, а этот закон – против тех чиновников, которые нарушают каждый день права человека… Сегодня наступило время, когда нужно призвать к порядку российские власти, которые нарушают прав человека. И поэтому совершенно очевидно, что этот закон правильный, он пророссийский закон и будет работать в перспективе на интересы Российской Федерации".

(источник)

Иван Мельников, заместитель председателя ЦК КПРФ

"На Магнитском свет клином не сошелся… Если смотреть на существо “закона Магнитского”, то можно говорить о создании инструмента для внесудебного преследования российских граждан, которые по тем или иным причинам окажутся неугодными американским властям".

(источник)

 

Алексей Навальный, основатель Фонда борьбы с коррупцией

"Акт Магнитского” совершенно пророссийский. Он направлен на наказание мерзавцев, которые украли у налогоплательщиков РФ 5,4 миллиарда рублей, вывели их за границу, а потом пытали и убили гражданина РФ… Не надо путать интересы России и страх чиновников за свои коррупционные сбережения в загранбанках. Поздравляю всех, кто добивался принятия “закона Магнитского”. Это большой успех в интересах простых граждан РФ".

(источник)

Сергей Миронов, лидер партии "Справедливая Россия"

"Сенат США принимает закон, в котором говорится о том, что должны преследоваться люди, которые, в свою очередь, у нас в стране преследуют тех лиц, которые, цитирую дословно, “раскрывают преступную деятельность официальных лиц Правительства Российской Федерации”… Правительству Российской Федерации вменяется осознанная преступная деятельность… В этой связи я абсолютно убежден, что российские парламентарии должны, как в таких случаях говорят, и симметрично, и несимметрично ответить".

(источник)

Борис Немцов, сопредседатель РПР–ПАРНАС, депутат Ярославской областной Думы

"Это на 100% пророссийский закон... Введение санкций против воров, убийц и коррупционеров важно, чтобы остановить в стране разгул насилия, бесправия и воровства. Истерика МИДа демонстрирует истинную сущность режима – это власть жуликов и воров, которая почуяла угрозу своим интересам".

(источник)

Сергей Митрохин, председатель партии "ЯБЛОКО"

"Мы не считаем правильным принятие “акта Магнитского”, поскольку “наказание” в виде отказа в визах не основано на решении суда. По сути дела США при решении этого внешнеполитического вопроса отказались от правового подхода, которым они руководствуются в своих внутренних делах".

(источник)

Илья Пономарев, депутат Госдумы РФ

"Закон Магнитского” – это правильный шаг, который в конечном итоге выгоден нашей стране. Я выступаю за экстерриториальность права и считаю, что страны должны оказывать друг другу правовую поддержку в расследовании любых преступлений, которые совершаются, если страна по той или иной причине не может с этим справиться".

(источник)

Михаил Прохоров, лидер партии "Гражданская платформа"

"Это действие приводит к тому, что стороны больше теряют обоюдно, чем кто-то приобретает от этого… Нужно уметь слышать и понимать друг друга. То есть я за то, чтобы мы искали не врагов, а друзей".

(источник)

Владимир Рыжков, сопредседатель РПР–ПАРНАС

"Ежегодное составление и применение списков преступников, коррупционеров, людей непосредственно ответственных за преступления против личности и свободы в России, запрет их въезда в США (что, несомненно, поддержат ЕС и многие другие страны), арест их счетов и других преступно приобретенных активов – могли бы стать чрезвычайно эффективным инструментом реальной борьбы за самые высокие стандарты защиты демократии, прав человека и борьбы с коррупцией… Такая стратегия могла бы… стать постоянным ночным кошмаром для циничных кремлевских клептократов, развращенных годами полной безнаказанности как дома, так и за рубежом".

(источник)

Леонид Слуцкий, депутат Госдумы РФ (ЛДПР)

"Мы не можем позволить оттаптываться на нашей репутации, пользуясь подобными притянутыми за уши досье, как “акт Магнитского".

(источник)

 

 

 

! Орфография и стилистика автора сохранены