В январе 1991 года при обсуждении моего доклада в РЭНД Корпорейшн "Балканизация" вооруженных сил СССР" мало кто поверил предсказанию о новом средневековье в дряхлой плановой политике, экономике и обороне под единоначалием КПСС. А сегодня дряхлеет средневековая "вертикаль власти".

И не стоит удивляться первому месту президента Владимира Путина в мировом рейтинге журнала "Форбс" за 2013 год. Теперь он, а не Барак Обама стал "самым влиятельным в мире", охваченном вирусом средневековья.

Увы, налицо отход мировых лидеров от общечеловеческих ценностей глобализации к ценностям нового Средневековья. И российский президент, оказывается, умеет все ловко "разруливать по-мягкому". Вот он и удостоился похвалы "Форбса". Чего теперь стоит рейтинг такой России?

Вассалы и луддиты вне мировой "цифровой революции"

В России "цифровая революция" идет с "приливами" и "отливами". У нас почти нет конкурентных с Западом (или даже с Индией!) кадров системных администраторов с программами "В2В" (бизнес — бизнесу). А есть бардак с просвещением по Интернету: тяжело идет дело с "виртуальными университетами", курсами повышения квалификации", обучением молодежи и безработных новым профессиям "цифровой", "зеленой" и т. п. экономики, не говоря уже об интернет-курсах по контртерроризму для населения.

Всем этим до 2020 года (см. "Концепцию национальной безопасности до 2020 года") призваны заведовать "силовые структуры" (вассалы) под контролем президента-сюзерена. А тот с 1999 года считает Интернет "помойкой".

В средние века за убийство или оскорбление вассала его сюзерен мог развязать войну. Например, за арест торговца вооружениями Виктора Бута российский МИД грозит "пасть порвать" американской юстиции. То же обещают сделать и в Федеральном Собрании за "накат" Госдепа США на Григория Лепса. Этого кремлевского музыканта любят и верхи, и низы, поскольку "хотят жить по-старому". Вот российский сюзерен "своих не сдает" даже в Интернете — есть и такие законопроекты в нашем неосредневековье.

Президент Владимир Путин имеет "широкую народную поддержку". Это следует из опросов близких к Кремлю социологов. Почему? Да потому, что в отличие от президента Дмитрия Медведева, обещавшего модернизацию и компьютеризацию, чтобы запустить "Россию — вперед", президент Владимир Путин помалкивает на этот счет. Для него очевидно, что разрыв в технологическом и культурном развитии многоукладного общества порождает анархию со стороны "отстающих". Вот этим и пользуется "вертикаль власти"!

Луддиты, оказывается, могут быть не только на ткацких фабриках средневекового Лиона. Они, как видно в русскоязычном Интернете, могут яростно отстаивать "своих сукиных сынов" в американских тюрьмах, на овощебазе в Бирюлево и при захвате "зарубежных хулиганов" на "пиратском" корабле Гринписа. Этой поддержкой и крепнет новое Средневековье России.

Внутри социальных сетей создается массовая некритичность и истеричность типа "наших бьют". Причем поддержка практически по всем вопросам внешней и внутренней политики России. Это основа не столько виртуальной гражданской, но и глобальной информационной войны. В ней президент Владимир Путин — как "рыба в воде", что "Форбс" и отметил.

При линейном развитии неосредневековья Россия быстро покинет поле политкорректности и лишится членства в "Большой" 8-ке, 20-ке, БРИКС и СБ ООН. Если, конечно, и их лидеры не вступятся за своих "вассалов", if any. Но "отступление государства" от опоры на "клиентелу" — норма для многих стран.

"Вертикаль власти" в России уже напоминает систему патронажа мафиозных или даже гангстерских (как в Чикаго 1930-х гг) кланов. Они сегодня якобы лучше обеспечивают экономическую стабильность и общественную безопасность в своих "серых зонах", чем "демократы у власти".

Северный Кавказ — хороший пример. Там по приказу президента России то награждают мэра Махачкалы орденом, то арестовывают за терроризм. Однако в мире есть и противоположная неосредневековью тенденция, без опоры сюзеренов на вассалов при массовой криминализации последних.

Зарубежные ученые ввели еще в 2009 году термин "власть безвластия". Тогда наметилось снижение интереса "теневиков" к проникновению во властные и силовые структуры государства.

Вот и в России упал интерес "теневиков" к выборам во власть: их и так хорошо кормят "серые зоны". Не отсюда ли "уступка" власти одномандатникам на выборах в мегаполисах? Мол, пусть либералы-реформаторы копошатся в госструктурах, а не в "серых зонах".

Так что у России не все так плохо с наступившим неосредневековьем. Глобальный процесс пренебрежения государственной казной затронул как отечественных, так и зарубежных казнокрадов и махинаторов. Ведь госбюджет становится объектом все более плотного гражданского контроля после финансового кризиса 2008 года. Повсюду жулье — "валит" от "белой" власти.

Но пока "народный контроль" не в силах законно преодолеть барьеры неосредневековой России: губернатор-назначенец (как при королевской или царской власти) "кормится" с того, что у него было или есть, менее всего надеясь на инвесторов со стороны. Он расставляет вассалов в подведомственные структуры управления. В России все по таким "понятиям".

Индикаторы неосредневековья

Индикаторами нового средневековья в России являются веб-сайты, книги о "русскости", "самости" отдельных регионов, городов, поселков и даже скитов со "святыми старцами". Всячески подчеркивается самобытность — фактически трайбализм (!) курчан, вятичей, кривичей и сибиряков с дальневосточниками.

Краевые и местные особенности "любы" местным "баронам" и "авторитетам". Они заинтересованы в потенциально "неуправляемых территориях" (по американской терминологии — uncontrolled territories) для своей победы в долгосрочном противостоянии с Кремлем. Региональный неоанархизм хотя и латентен, но проявляется все явственней.

Вывод

Российский регионализм Бориса Ельцина "берите суверенитета сколько проглотите" теперь трактуют в Кремле и Федеральном Собрании как "сепаратизм". Между тем мирная "балканизация" России идет де-факто, "по понятиям" и не только в "серых зонах". При этом лозунги "отделить Кавказ" и "ввести визы" для стран СНГ теряют шовинистический запал для вассалов и луддитов нового средневековья. Разве этого мало для безопасности "единой в многообразии" России?

Владимир Луков, генеральный директор Центра Контртерроризма

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter