Все пишут о дачах чиновников, неожиданно обнаруженных зорким Навальный. Что-то мне это напоминает. "Номенклатурщики обманывают народ! Нам — двушки в хрущевках, а им — двухэтажные обкомовские дачи!". Это же поздний Советский Союз — борьба демократов с привилегиями номенклатуры. Характерно, что сразу после 1991 года новые демократические руководители, например в моей родной Нижегородской Области, первым делом заняли эти обкомовские дачи и стали сами там жить. А следующее поколение чиновников строят дворцы, по сравнению с которыми столь ненавистные советским людям обкомовские дачи выглядят примерно, как, …нет, не сараи, как картонные коробки, служащие домами для индийских нищих. Большинство россиян при этом, как жили в условиях, которые по европейским нормам были бы признаны унижающими человеческое достоинство, так и живут.

Помни такую историю. Году этак в 1990-м, на съезде "Демократической России" (или чего-то в этом роде) в фойе продавали дефицитные импортные конфеты. В очередь за ними встал один из тогдашних активных деятелей демократического движения, ныне пламенный оппозиционер. Все бы ничего, но вот незадача — прямо перед его носом конфеты кончились. Деятель не долго расстраивался, прямо из очереди подошел к трибуне и начал вопить: "Безобразие, мы боремся с привилегиями, а у нас тут можно сказать в оплоте демократии продают дефицит, который люди в магазинах купить не могут!". У меня такое ощущение, что многих сегодняшних оппозиционных лидеров по тем или иными причинам выкинули из очереди за "конфетами" власти и привилегий. Они обиделись и теперь бурно возмущаются, но конечно не тем, что их обнесли, это было бы смешно, а всеобщей несправедливостью. Причем делают это в надежде, что власть вновь пригасит их к столу, чтобы не бузили.

Одновременно со скандальными дачными разоблачениями прошла новость о том, что семнадцатилетний сынок Абрамовича покупает нефтяную компании за несколько сот миллионов долларов. Почему-то это никого не возмутило. А в чем, простите, разница? Коррумпированные чиновники создали практически весь российский крупный бизнес. Они и сейчас обогащаются, сотрудничая с ним. Почему бизнес-партнерам коррупционеров все прощается? Ведь они вместе с чиновниками составляют одну преступную группу. Причем в нее входят не только поднявшиеся при Путине, но и те, кто создал свои капиталы при Ельцине (таких, кстати, в олигархии до сих пор большинство).

Конечно, проще гоняться за дачами, чем требовать возвращения украденных нефтяных компаний, никелевых и алюминевых заводов и т.д. Есть ощущение, что разоблачители не хотят ломать систему, а стремятся просто выкинуть одну команду чиновников и привести другую к власти. Как показывает история Украины после "померанчевой революции", смена власти без уничтожения криминальной финансово-промышленной олигархии ничего не меняет, вскоре все возвращается на круги своя. Систему можно изменить, только пересмотрев результаты приватизации и отобрав собственность у криминальных групп, ее завладевших. Об это "дачные разоблачители" молчат.

Игорь Эйдман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены