Вспомните все то, что обрушилось на Михаила Борисовича Ходорковского — свержение с вершины, несправедливые преследования, бесстыдное ограбление, травля, лагеря, провокации и покушения, разлуки. Вспомните стоицизм и мужество, с которым он все принял. Вам не кажется, что сейчас, сразу после выхода, он заслужил не наших усилий по подсовыванию героического пьедестала, не услужливого сооружения арен для новых подвигов. И уж тем более не пересудов. Сейчас он заслужил покоя. Все остальное может приложиться. У Ходорковского все впереди, но это будет его выбор. А как и когда могут измениться обстоятельства, которые могут повлиять на такой выбор, нам неведомо.

Оставим его в покое. Хватит спекулировать на случившемся, к тому же при полном отсутствии достоверной информации. Бесспорно, тут есть что обсуждать и надо обсуждать. Но серьезный анализ требует паузы, информации и мысли, а не лязгания зубами над трупом сенсации. И уж точно — не обладая опытом того, что пережил Ходорковский, мы не вправе его судить, пересуживать, точить лясы, наклеивать ярлыки.

Что касается меня, ничто из происходящего сейчас, не может поколебать моего уважения к Ходорковскому и Лебедеву, как и моего отношения к Путину. Во всем происшедшем нет ни свидетельств "благородства" Путина, ни, тем более, указаний на слабость отпущенного узника. Сегодня за ужином мы с Машей изменим свой традиционный тост, который мы регулярно поднимали за выход на свободу Ходорковского и Лебедева. Я еще не знаю, как это будет звучать, но что точно — мы будем просто радоваться за Михаила Борисовича и его родных.

Георгий Сатаров

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены