Желание Толоконниковой и Алехиной создать правозащитную организацию похвально. Но, сдается мне, что девчонки пребывают в некоторой эйфории, прекрасно познавшие, что не так в системе ФСИН,  но не представляющие, как реально можно изменить ситуацию.  Очень похоже, что они наивно рассчитывают на свою известность, думают, что достаточно озвучить проблему, назвать конкретные имена притесняемых зеков,  и фсиновцы, задрожат от страха и, задрав штаны, стремглав помчаться устранять "отдельные недостатки". Дай Бог, чтобы у Маши и Нади хоть что-то получилось. Если им удастся пусть  точечно облегчить участь хоть нескольких зечек, и то хорошо. Но в целом это все-равно, что выдавливать прыщи, когда надо лечить всю кровеносную систему.

Проблема намного серьезнее. Система исполнения наказаний безнадежно больна. И болезнь эту надо лечить комплексно. Прежде всего, меняя УИК (уголовно-исполнительный кодекс) и ПВР (правила внутреннего распорядка).

Вот конкретные примеры.

Десятки тысяч осужденных практически не вылезают из ШИЗО. Это при том, что ШИЗО — это не просто наказание, это изменение режима отбывания наказания, назначенного судом. Де-факто, руководство колонии, отправляя зека в ШИЗО, перечеркивает судебное решение. Выходит, что начальник колонии, назначенный директором регионального управления ФСИН, по статусу выше федерального судьи, назначенного президентом страны?

Это в корне не правильно. Надо, как минимум, добиться внесения в УИК статьи, что ШИЗО — это не дисциплинарное наказание, а изменение режима отбывания наказания, которое может применяться только по решению суда (в свое время в армии отменили гауптвахты именно потому, что Конституционный суд вынес решение, что гауптвахта — это ограничение свободы, а не дисциплинарное наказание, и оно не может применяться без судебного решения).

Или, к примеру, система видеонаблюдения, которая есть практически на всех "зонах". Кто мешает решением директора ФСИН вывести картинку с камер видеонаблюдения на пульт оперативного дежурного управления собственной безопасности ФСИН. Речь не идет о том, что эти картинки с утра до ночи должны отслеживать дежурные офицеры. Но у них должен быть доступ к просмотру картинки с любой "зоны". Как в режиме реального времени, так и в записи. Должен быть такой доступ и, к примеру, у членов ОНК. Если на местах будут знать, что они "под колпаком", то произвола в колониях будет меньше.

И таких моментов могу накидать с десяток… И это те направления, куда надо навалиться всем миром. Если удастся добиться внесения изменений в УИК и ПВР, изменится и положение с соблюдением законодательства на всех зонах. А не только на тех, откуда будут тревожные сигналы.

Если правозащитная организация Нади и Маши готова заняться такой работой, а именно организацией общественного давления на законодателей, уверен, что у них появится легион помощников. Я тоже готов подключиться.

Ирек Муртазин

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены