Если террористы думают, что своими терактами в аэропортах, на вокзалах, в автобусах и метро, в панельных домах, направленными против обычных граждан, им удастся запугать общество — то они глубоко заблуждаются. Скорее, такие теракты начинают вызывать в обществе, в основном, не страх, а гнев и ненависть по отношению к самим террористам. Или я ошибаюсь?

Для чего обычно совершаются теракты? Для запугивания общества. Террористы хотят вселить панику в людей. С той целью, чтобы запуганное ими общество оказало какое-то давление на власть, заставило власть принимать решения, выгодные террористам. Например, так случилось в Испании сразу после терактов в Мадриде 2004 г. — когда правительство вывело все свои войска из Ирака под давлением общественного мнения.

Но у нас-то в России власти принимают решения, обращая внимание на общественное мнение лишь в последнюю очередь (и в случаях с терактами это правильно, ибо нельзя идти на поводу у террористов — но только при условии, что власть достаточно профессиональна для того, чтобы верно принимать эффективные решения). Кроме того, часть российского общества уже и без того запугана самой властью. И как же могут в таких условиях восприниматься террористы, пытающиеся дополнительно запугать такое общество, заведомо зная, что их запугивание не окажет никакого влияния на принятие решений российской властью? Да только как идиоты и/или подонки. Которыми они и являются, ибо совершают свои теракты из ненависти именно к народу России, зная, что никаких своих целей им не добиться, кроме как одной — убить побольше обычных наших людей. И рано или поздно, но наступает момент, когда общество переступает через некую грань, переставая уже бояться — а наоборот, начиная разъяряться.

***

Теперь о том, про что давно говорили логически мыслящие люди — про рамки металлоискателей и скопление людей перед ними, являющееся провоцирующим теракты фактором. Это, конечно — важный фактор, но я бы не рекомендовал вешать на пресловутые металлоискатели всех собак — если бы только эту явно неработающую систему не пытались бы выставить в наших глазах как якобы эффективно работающую, такие люди, как генерал Маркин из СК.

Скажу главное — если сама система противодействия терроризму дает сбой, допуская сам факт того, что террорист остается необезвреженным в процессе подготовки к теракту, если террористу удается беспрепятственно проникнуть к предполагаемому объекту совершения теракта — то в таких ситуациях не способны помочь уже никакие металлоискатели.

Преступление не было вовремя раскрыто и предотвращено — а значит, взрыв практически точно произойдет — и какая разница, произойдет он перед рамками металлоискателей — или на самом вокзале в зале ожидания? Или там, где нет вообще никаких рамок — например, в метро, в торговом центре, на людной площади и т.п.? Ведь все равно пострадают люди. Много людей.

Как же обеспечить безопасность на объектах транспортной инфраструктуры? Возможно ли это сейчас вообще, не меняя в корне самих принципов и самой системы контртеррористической борьбы в стране?

Если брать вопрос обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры даже в отрыве от вопросов эффективности самой стратегии борьбы с терроризмом, становится ясно, что и это — далеко не такая простая задача, как многие думают. Некоторые считают, что, мол, надо опереться на иностранный опыт — и сделать так же. Есть расхожее мнение, что, в Израиле, в аэропорту Бен Гурион, все поставлено очень четко, и именно оттуда и нам надо брать пример.

Да, сначала прочитаешь такой пост — http://shaon.livejournal.com/149720.html — и думаешь: точно, нам бы так же надо сделать. Тогда все будет в порядке.

А потом читаешь вот это:

http://sergeydolya.livejournal.com/136594.html
http://puerrtto.livejournal.com/69306.html

...и понимаешь, что и в Израиле — далеко не все хорошо с безопасностью. Далеко не все.

Но делать все-таки что-то надо. И быстро. Тем более, что в свете произошедшего в Волгограде возникают серьезные опасения за безопасность Олимпиады в Сочи. Лично для меня, например, очевидно, что ныне существующие меры безопасности на объектах транспортной инфраструктуры более напоминают бутафорию и имитацию — а не реально эффективную систему.

Владислав Наганов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены