В западном обществоведении все чаще выделяют такую социальную группу, как прекариат — обездоленную группу, не связанную обязательствами ни с государством, ни с обществом. В России прекариата — десятки миллионов, и его в будущем станет массово пополнять молодежь. Социологи фиксируют: эту группу молодежи отличает высокий уровень апатии и низкий уровень знаний.

Дуглас Коупленд в своей книге "Поколение Х" очень ярко описал подобную страту, назвав ее "космической беднотой", путешествующей по континентам и странам в поисках новых впечатлений и перебивающейся случайными заработками. Некоторые аналитики считают, что это в определенной степени "бунт" против образа жизни и ценностей среднего класса, который в развитых странах составляет не менее половины населения.

Сегодня проблема прекариата обсуждается не только в связи с ростом протестного движения в обществе (ведь именно прекариат составляет его основу), но и в связи с проблемой размывания "среднего класса". Так, по данным немецкого исследователя, профессора Йенского университета Клауса Дерре, "каждый третий работающий по найму в Германии находится в состоянии подвешенного или текучего прекариата". Причины подобного состояния кроются в восприятии социального неравенства. Большинство опрошенных в Германии (61%) считают, что больше нет середины, а есть только высшие слои и низшие.

Блог Толкователя уже писал, что и в США происходит уменьшение доли среднего класса.

Развивая тему прекариата, британский исследователь Гай Стендинг (именно он наиболее глубоко исследует прекариат) делает выводы о том, что именно постиндустриальное общество привело к формированию данной многочисленной группы. Следуя марксистской терминологии, он говорит, что прекариат еще не является классом-в-себе, а есть класс-в-становлении.

Стендинг выделяет пять групп в современном западном обществе на основании трудовой принадлежности:

1. Элита ("мизер абсурдно богатых, красующихся на страницах Forbes, влияющих на правительства во всем мире и занимающихся благотворительностью").

2. Салариат (высший средний слой, имеющий стабильную полную занятость, надеющийся пополнить ряды элиты. В салариат входят работники крупных корпораций, государственных учреждений, государственной службы).

3. Профессионалы (работники, занятые на основе контракта, возможно с несколькими корпорациями, могут переходить с одного места работы на другое, демонстрируя "текучесть" постмодерного общества, имеют стабильное положение благодаря своим знаниям и умениям).

4. Сердцевина ("старый" рабочий класс).

5. Прекариат (социально неустроенные, не имеющие полной гарантированной занятости).

В России вопрос о зарождающемся прекариате возник совсем недавно. В апреле 2013 года на XIV Международной научной конференции "Модернизация экономики и общества" вице-премьер РФ Ольга Голодец заявила, что 38 млн трудоспособных россиян "непонятно где заняты, чем заняты, как заняты". Это сразу же подтолкнуло российских ученых "провести ревизию" российского общества, особенно трудоспособной его части на предмет какой-либо занятости. Некоторые эксперты считают, что около 30% трудоспособных россиян находятся в условиях "неустойчивой занятости", то есть их трудовые отношения не оформлены и они находятся в теневом или, как выразилась Ольга Голодец, "нелегитимизированном" секторе рынка труда.

В России дело осложняется тем, что, в отличие от Запада, государство почти полностью самоустранилось от решения социальных проблем. Прекариат у нас не столько следствие постиндустриального мира, сколько "брошенности" государством, которое, в частности, слабо регулирует трудовые отношения. Еще одна причина массового появления такой страты в России — "одичание" населения, отсутствия у него базовых знаний, без которых немыслим постиндустриальный мир — знания иностранных языков, углубленного изучения какой-либо профессии, отсутствие навыка выстраивания горизонтальных отношений.

Особенно поражен "одичанием" мир российской молодежи: большинство ее уже не мыслит себя в индустриальном и сельскохозяйственном мире, но ему не хватает и знаний и стремления вписаться в мир постиндустриальный.

Социолог Темыр Хагуров в своей работе "Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России" ("Вестник Института социологии. 2013, №7) в частности описывает досуг в различных группах современной молодежи в Краснодарском крае (этот регион отличает "срединное положение" в России по многим социологическом параметрам). Распределение ответов ниже в таблице:

(Сумма цифр в колонках превышает 100%, т.к. можно было отметить любое число ответов.**Подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (КДН) и защите их прав Краснодарского края, опрошенные в 2007 году. ***Сотрудники отделов по делам несовершеннолетних. ****Подростки из мест лишения свободы (МЛС) — воспитанники Белореченской колонии для несовершеннолетних. *****Подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Краснодарского края, опрошенные в 2011 году)

В целом из ответов школьников видно, что не более 20-25% из них систематически используют свободное время для саморазвития (чтения книг, занятия спортом, музыкой). Для большинства же представителей учащейся молодежи приоритетным является досуговое времяпрепровождение.

Положение в российском обществе осложняется не слишком благополучным семейным положением. Так, до половины семей сегодня — неполные, и именно из них в основном выходят т.н. "трудные подростки". Согласно исследованию Хагурова, 51,4% "трудных подростков" — выходцы из неполных семей.

Практически половина опрошенных (44,4%) не смогли назвать любимую книгу или героя; другими словами, почти половина молодежи просто не читают. Относительно многие (21%) указывали в своих ответах персонажей русской классики — спасибо школьной программе. Еще 11% назвали сказочных, детских персонажей — это эпатаж, стремление скрыть тот факт, что большинство из них не читают. Таким образом, школа приобщает к литературе (в рамках программы) примерно пятую часть учеников.

Самостоятельно читают около 13% — те, кто указал современную отечественную и западную литературу. Жанры — преимущественно детективы и фантастика.

Лидерами рейтинга персонажей стали: Евгений Онегин, Татьяна ("Евгений Онегин"), Воланд ("Мастер и Маргарита"); Даша Васильева из детективов Д. Донцовой, Антон Городецкий ("Ночной дозор"); Колобок, Винни-Пух; Гарри Поттер.

Похожая проблема разбирается еще в одной социологической работе — Натальи Зарубиной "Между этикой убеждения и этикой ответственности: трансформации нравственной позиции российской молодежи". Она разбирает, откуда появляется инфантилизация среди российской молодежи — она (инфантильность) в итоге препятствует их утверждению в обществе.

"Институты социализации, такие, как школа, вуз и др. способствуют отрыву молодого поколения от семьи, но при этом оставляют большое пространство досуга, свободного времени, не отягощенного самостоятельной хозяйственной и общественной деятельностью, а зачастую и необходимостью заботиться о самообеспечении. Парадокс состоит в том, что именно функциональная специализация и развитие институтов образования и воспитания приводит к обособлению молодых людей в субкультурных нишах, препятствующих их активному вовлечению во "взрослую" жизнь, способствует инфантилизации молодежи, нежелания взрослеть, то есть принимать на себя всю полноту ответственности за собственные действия, планировать и прогнозировать их результаты.

Социолог Н.Зоркая считает, что рост инфантильности современной российской молодежи обусловливает и возникшее в годы реформ отчуждение от повседневных проблем старших поколений, в том числе и в семье. Молодые люди самоустраняются от решения проблем быта, материального обеспечения, создания условий семейного комфорта и порядка, продолжая в то же время находиться под опекой родителей.

Трудовая деятельность, которую многие молодые люди сегодня начинают раньше, чем их родители, совмещая учебу с работой, как это ни парадоксально, мало способствует росту их ответственности. Зачастую она нацелена, главным образом, на обретение независимости от семейного бюджета, а заработки представляют собой, по существу, "карманные деньги", предназначенные для собственного потребления и развлечений, а не вклад в "общую семейную кассу", — пишет исследователь.

Значительная часть современной молодежи полагает, что для того, чтобы чего-то добиться в обществе, достаточно не трудовых усилий, знаний и этических установок, а — подмять правила игры под себя.

Социологические опросы, проведенные учеными Института социологии РАН, показывают, что российская молодежь считает, что "иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы для того чтобы добиться успеха в жизни, поскольку современный мир жесток" (59% в возрасте 18-25 лет и 52% — 26-35 лет). При этом для старшего поколения, воспитанного в советский период, типично (63%) противоположное суждение: "лучше не добиться успеха в жизни, но не переступить через свои моральные нормы и принципы.

Самой приемлемой из аморальных практик для современных россиян, в том числе и молодых, является практика сознательного обмана кого-то для достижения своих целей. При этом в среде молодых россиян ее противниками являются лишь чуть более трети (38-39% среди молодежи и 56% среди представителей старшего поколения), а прибегали к ней — 41-45% молодежи (27% россиян старше 35 лет).

Показательно, что для современной России при провозглашенном властью курсе на инновационное развитие серьезной проблемой является нежелание молодежи заниматься научными исследованиями. К примеру, численность аспирантов во всех отраслях науки в период с 1995-го года к концу нулевых увеличилась с 62.317 человек до 146.111 человек. При этом данный процесс сопровождается сокращением числа исследователей -за этот же период их число сократилось с 518,7 тысяч до 389 тысяч человек.

Это свидетельствует не только о непопулярности профессии ученого и отсутствии интереса к науке (в США, к примеру, эти профессии — в числе самых популярных), но также об использовании ученой степени в качестве символического капитала в сферах профессиональной деятельности, не связанных с наукой.

"Обучение в аспирантуре, особенно очной, существенно продлевает период "ученичества" в жизни молодого человека, позволяет отсрочить самостоятельную творческую деятельность, требующую серьезной ответственности за ее результаты. Продление сроков получения образования, ставшее тенденцией во многих странах, в том числе и в России, ведет и к продлению периода, обусловленного "структурированной без-ответственностью". Преобладание инструментальных мотиваций и формального подхода в сфере образования приводит к утрате молодым поколением ответственного отношения к интеллектуальному труду и духовной работе", — заключает социолог Зарубина.

Не только Россия, но и весь мир сегодня сталкивается с нарастанием числа "лишних людей" (в т.ч. прекариата). В определенной мере с этой проблемой помогает справиться мощная социальная программа государства (в т.ч. вэлфер), а также научно-техническая деятельность (удешевляющая досуг и потребление). Особенно остро эта проблема встанет с почти полной заменой человека машинами уже не только в индустрии, но и в офисном мире. Это, в том числе, приведет и к разрушению потребительской экономики — нынешней основы Первого мира — так как большинство людей не будет обладать достаточными средствами для потребления в нынешних объемах. Ответом на это будет изменение формации — либо наступление Нового Средневековья, либо социализм с большой долей уравниловки.

Павел Пряников

ttolk.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены