Руководство журнала ComputerBild, принадлежащее немецкому издательскому дому "Бурда", крайне отрицательно отнеслось к постам в Facebook своего сотрудника и редактора издания Дмитрия Шульгина, который выразил поддержку протестующим на Майдане. За свою точку зрения о ситуации на Украине журналиста уволили без выходного пособия. Главный редактор издания попросил Шульгина добровольно написать заявление об уходе. При этом журналисту намекнули, что он может закончить свою карьеру как некоторые его коллеги — в подъезде собственного дома с проломленной головой.

Весь конфликт произошел после публикации поста, в котором Шульгин выразил возмущение, что 99,9% россиян поддерживают фашистские лозунги, расхваливают Януковича и готовы перевешать украинцев, которых поголовно называют бандеровцами.

На следующий день после того, как журналист опубликовал пост, руководство российсикого отделения издательского дома "Бурда" оперативно отреагировало на его текст и журналиста тут же вызвали на "ковер". Ему предложили урегулировать эту ситуацию так, чтобы он удалил свои сообщения со своей страницы и написал, что его аккаунт был взломан. Журналист не согласился с такими условиями и тогда ему предложили написать заявление об увольнении. Начальство ComputerBild предупредило, что после публикации своих постов он закрыл себе въезд в Европу.

Любопытно, что журнал ComputerBild пишет о компьютерных технологиях и никак не касается политики. Хотя в нем порой публикуются новости о различных законах, которые касаются Интернета. Но не более того.

О том, как руководство неполитического журнала уволило своего сотрудника за его гражданскую позицию, рассказал в интервью корреспонденту Каспаров.Ru журналист Дмитрий Шульгин.

— Как руководство журнала объяснило свое решение об увольнении?

— Они считают, что мои посты переходят рамки дозволенного. И это несовместимо с должностью редактора, поскольку, по их мнению, сотрудник компьютерного издания не может заниматься политикой. Раз у меня в профиле в соцсети стоит информация что работаю в "Бурде", то значит я выступил от лица издательства и нанес большой вред организации. Соответственно, опорочил фирму, выступил экстремистом, оскорбил русских и немцев.

В своем тексте я раскритиковал наше общество, что их отношение к Майдану сейчас — фашистское. После этого разразился резкий спор в социальной сети. Позднее я понял, что это была подстава ботов. Мне присылали фотографии в Facebook трупы погибших на Майдане с сообщениями, смотри — любуйся. Я это все читал и у меня накипело.

Мне явно дали понять, что своим постом я подписал себе приговор. Как мне заявили, у меня закрыт вход в Европу, я никуда не смогу устроиться на работу — для меня закрыты все журналы, против меня будет возбуждено уголовное дело.

— Считаете ли вы, что это было политическое решение?

— Это, скорее, желание организации уйти от скандала. Думаю, руководство испугалось этой ситуации. Если бы меня не уволили, то наверняка компании пришлось бы как-то по-другому реагировать...

Как все начиналось. В официальной группе журнала ComputerBild "ВКонтакте" появилось такое сообщение (Дмитрий показывает копию скриншота — прим. Каспаров.Ru).

Первоначально редакция отреагировало стандартно: "Публикации г-на Шульгина в соцсетях являются его исключительной позицией". Затем последовало сообщение: "В таком случае подыскивайте нового сотрудника. Направляем письмо в следственный комитет". И именно это сообщение оказалось спусковым крючком.

— Может, это сообщение оставил бот с несуществующего аккаунта ?

— Конкретно по этому человеку есть информация, что это бот. Но есть и другие реальные люди, которые оставили аналогичные сообщения. Мне пока не известно, подали ли они заявления в СК или нет.

— Собираетесь ли вы в судебном порядке добиваться восстановления на работу?

— Я советовался с адвокатами и мне объяснили, что в этой ситуации бессмысленно обращаться в судебные органы, поскольку никто не нарушил закон. Все эти разговоры с руководством я не записывал на диктофон, в принципе, невозможно доказать свою правоту.

— Как ваши коллеги отреагировали на ваше увольнение?

— Один человек из редакции встал на мою сторону, остальные поддержали решение руководства.

— Вы не жалеете, что написали этот пост? Если отмотать время назад, зная, что вас могут уволить из журнала, сейчас вы бы написали тот злосчастный пост?

— Тут дело не в увольнении, а в отношении людей. Я понимаю, что в этом посте я перешел границы, но ведь существует свободное пространство для обсуждения политических тем. Я могу излагать свои взгляды долго, спокойно и по-философски. Но когда видишь перед глазами, что работает снайпер и убивают людей, тут философия заканчивается.

У меня не было в руках оружия, я сидел далеко от Киева — в Москве. Я не мог ничего сделать и помочь тем людям. Но тут "пепел Клааса стучал в мозгу". Не смог сдержать себя, я считаю, что это была человеческая позиция. Но я не считаю, что это подлость. Я не могу об этом жалеть. Скорее, жалею, что я обидел людей, которые, скажем так, сочувствуют человеческому движению, они обиделись и приняли на свой счет. Мой пост их оскорбил. Для этих людей хотелось бы открутить время назад и объяснить свою позицию.

— Издательский дом "Бурда" — немецкое предприятие. Могут ли в главном отделении издательства так же уволить журналиста за его публикацию в соцсети?

— Думаю, что могут. Руководство "Бурды" заинтересовалось этой ситуацией. Один из моих товарищей в Германии дозвонился до них и сообщил мне, что они полностью в курсе ситуации и одобряют решение своих коллег.

— Раньше подобные истории случались?

— Когда наш журнал был под эгидой издательского дома "Аксель Шпрингер Раша", один из сотрудников издательства в преддверии президентских выборов написал пост в социальной сети, что он с ужасом предчувствует приход Путина к власти. Его сообщение опубликовали в газете The New York Times. После этого сотрудника вызвали к нашему немецкому начальству, с ним поговорили, спросили, правда, что это его пост опубликовали в газете, и на этом отпустили. Никто его не увольнял.

— В таком случае, почему ваш пост о ситуации на Украине разозлило ваше руководство?

— На самом деле их зацепила тема фашизма. Я написал в своем посте, что в России фашизм процветает и кончиться это может плохо. Боюсь, что мое государство тащится по этому пути.

— На своей странице в Facebook вы написали, что Россия не имеет права давать советы по каким-либо политическим вопросам, в частности советовать, кто должен стать президентом Украины. Почему вы так решили?

— Мы не представляем, какой у них политический расклад и лезем со своими советами. Я лично этого не знаю.

— На ваш взгляд, как дальше будут развиваться события на Украине? Во многих городах милиция и представители армии переходят на сторону Майдана. Может, уже произошел переломный этап?

— У меня нет ответа на этот вопрос, поскольку существует такой человек, как Путин. Его действия невозможно предугадать. Я считаю, что у российских властей есть огромные финансовые ресурсы для того, чтобы повлиять на ситуацию на Украине, поэтому говорить о переломном моменте пока рано.

— Как стало известно, Верховная рада Украины попросила Гаагский суд привлечь к ответственности высших должностных лиц Украины, в том числе Виктора Януковича, за преступления против человечности во время мирных акций протеста граждан. Как вы считаете, понесет ли какое-то наказание высшее руководство Украины, которое сейчас спасается бегством? И нужно ли их подвергнуть Гаагскому трибуналу?

— Последнее, что меня заботит, так это, что произойдет с Януковичем. Любой преступник должен быть подвергнут суду. Но что бы сейчас с Януковичем ни происходило, это никак не поможет и не навредит украинцам.

К сожалению, в судах не всегда торжествует справедливость. Но сейчас это не главное. Важно, чтобы Украина смогла сохранить единство и избежала кровавого сценария, который навязывается другими странами. Властям необходимо успокоить людей, которые живут в регионах. Народ взвинчен до предела.

— Может ли повториться "украинский сценарий" в России?

— Нет, потому что у наших государств разные модели. По политической структуре Украина — обычное государство. Таких много в мире. А Россия — это классическая империя. У нас действует совершенно иной принцип государственности. Бунт, начавшийся в Москве, для жителя из другого региона не будет важен.

В принципе, как такового бунта в Москве быть не может. У нас государство построено большевиками, они четко понимали, что любая революция начинается со столицы. Они знали, что для предотвращения революции нужно сделать так, чтобы ни при каких условиях народ не поднялся на бунт. И для этого было сделано все, чтобы столица была государством в государстве.

— По крайней мере в Москве стараются подавить протест силой.

— Власти стараются сделать жизнь москвичей достаточно комфортной. С точки зрения жителя Швейцарии, жизнь в Москве — это ад. Но для жителя Воронежа — рай, до которого ему сложно достучаться. Наше государство научилось четко разделять жизнь столичного жителя и жителя замкадья.

В московских протестах участвуют не толпы голодных людей, а просвещенная интеллигенция, у которых есть средства для существования.

— Тем не менее им дискомфортно находиться в нынешнем политическом режиме.

— Это не может вызвать бунт у миллионов. В Москве максимум на митинг вышло 200 тысяч человек — это лимит. Но в столице сейчас живет 15 млн человек. В Киеве же вышло больше 2 млн человек — практически все население города. В Москве миллионы не поднялись и не поднимутся.

— А в регионах возможен бунт?

— Да, но там возможен лишь бунт, мелкие вспышки, которые легко подавить.

— После украинских событий президент Беларуси Александр Лукашенко решил радикально расширить полномочия белорусских силовиков, чтобы иметь возможность подавить бунт еще на начальном этапе. Может ли что-то подобное начаться в России?

— Эти указы не несут какого-то глубинного смысла. У белорусских властей и раньше было предостаточно полномочий. Ничего нового не произошло.

Если Путин подпишет такой же указ, то, на мой взгляд, это будет глупостью. В этом надобности нет. Он легко сможет это сделать, но ничего не поменяется. Они и так смогут в нас стрелять с приказом или без приказа.

Как показали события на Украине, безо всяких Януковичей в силовых структурах существуют "отморозки", которые готовы убивать людей. И никаких приказов Путина им не понадобится.

Андрей Карев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter