Когда Александр Любимов принял решение уйти из своего театра, он сказал своимбывшим сотрудникам: "Вы здесь как клопы в диване. ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВСЕ ГНИЛО, НО ОКОНЧАТЕЛЬНО НЕ РАССЫПАЛОСЬ".

Очень интересные слова. Интересные потому, что это правда — и не только о театре на Таганке — но, в значительной мере, обо всем современном мире.

Запад, погрязший в эгоизме и гедонизме, утратил ориентиры, целеустремленность и волю. Это такой коллективный разнежившийся благополучный обыватель, которому хочется только одного: чтобы его не тревожили, оставили в покое. Он расслабился, он сидит в мягком кресле, в своем теплом, благоустроенном доме, наслаждаясь покоем, и ничего ему не надо, ничего не хочется. И вдруг — где-то рядом что-то произошло: какая-то Украина, революция, Россия грозит войной, что-то нужно делать, решать.

Но, Боже мой, как не хочется!

Сильнейшее желание Запада, конечно же, — все это поскорее слить, любым способом, чтобы можно было продолжать спокойно гнить дальше.

Россия — сходство которой с Золотой Ордой в последнее время стало уж слишком явным — разумеется, тоже довольна своим гниением, своим очередным трогательным единением раболепных подданных и ошалевшей от безнаказанности монгольской власти. И тоже отнюдь не собирается меняться.

При этом Запад, на словах осуждая, критикуя Россию — главным образом, чтобы сохранить лицо в собственных глазах, — фактически вполне доволен сложившимся status quo. Ордынские порядки в России не дают ей стать конкурентоспособной, развитой современной страной, делая ее сырьевым придатком Запада — и это его вполне устраивает.

А что русская власть нарушает права человека, издевается над собственным населением, как хочет, — ну, что же делать! Таковы уж они, эти дикие славяне! Между прочим, имя "славяне" для уха западного обывателя звучит очень похоже на slave, slavery (раб, рабство — по-английски). Ну вот такие они рабы: сами себя так назвали. А мы при чем?

И вот так Россия гнила, все глубже погружаясь в свое ордынство, все больше разлагаясь, — и Запад тоже нравственно и духовно гнил. При этом обе эти цивилизации — при всей их внешней непохожести друг на друга — фактически взаимно поддерживали друг друга.

И вдруг — произошел взрыв. И для тех, и для других — совершенно неожиданный. Случилась революция на Украине.

В сложившийся миропорядок Украина прекрасно вписывалась именно такой, какой она была: бедной, бесправной, неразвитой — сателлитом России. И это всех устраивало — но, как оказалось, не устраивало сам Народ Украины.

И он взорвал ситуацию.

Нужно понять: это не только украинский кризис. Это кризис сложившегося миропорядка, который основан на медленном постепенном гниении как России (вместе с ее сателлитами, странами СНГ), так и Запада, которое устраивало всех. Всем хотелось продлить это приятное состояние — но не вышло.

Так бывает. У человека гнойный нарыв, но он не очень болит, а оперироваться не хочется. И он откладывает и откладывает операцию — и вдруг нарыв прорывает сам, и оттуда брызгают кровь и гной.

Запустили, ничего не поделаешь.

Запад, конечно, грозен на словах: после ввода российских войск на Украину посыпались как из рога изобилия решительные заявления. Но вспомним: это обычно для Запада. НА СЛОВАХ Запад так всегда относился к России. Это все — чтобы сохранить лицо, прежде всего, перед самим собой.

Но на самом деле Запад, конечно, спит и видит, как бы слить украинскую революцию и поскорее вернуть все на круги своя.

Так, например, появилась информация, что якобы Джон Керри согласен с тем, что соглашения от 21 февраля должны выполняться. Якобы он сказал это Сергею Лаврову в ходе переговоров в Париже.

Может быть, это неправда, поскольку информация исходит от С.Лаврова. А, как известно, все приближенные Путина, как и он сам, постоянно безбожно врут. Но, может быть, это и правда.

Появилась информация о том, что Урмас Паэт (глава МИД Эстонии) и Кэтрин Эштон в телефонном разговоре якобы обсуждали причастность к расстрелам людей на Майдане то ли лидеров украинской оппозиции, то ли лидеров Майдана. Якобы этот телефонный разговор записан, и кто-то его выложил в Интернет.

Разумеется, если кто-то так считает, то это его проблемы. России этот вброс дезинформации очень выгоден, но есть подозрение, что он выгоден не только России. Если бы Народ Украины — пусть какая-то его часть — поверил в это, это значительно ослабило бы его решимость и, возможно, сделало его более сговорчивым.

А ведь единственной силой, мешающей вернуться к продолжению устраивающего всех гниения, является Народ Украины.

Это не украинский, а мировой кризис.

Гнойник прорвало — и теперь все зависит от решимости Запада начать лечение, в частности, строить отношения с Россией иначе, чем Запад привык, — в соответствии с тем, что Россия представляет собой на самом деле. Все зависит также от решимости Запада отказаться от некоторых прежних стереотипов (в частности, от главного из них: "Путин плохой, но для нас он хороший") — от его решимости пойти на определенные самоизменения.

Если решимости не хватит, будет очень плохо всем.

Мир болен, и его нужно лечить. А если болезнь не лечить — она будет прогрессировать, вплоть до летального исхода.

Кто-то, может быть, не верит в то, что подобный исход возможен? Но давайте вспомним, что представлял собой европейский мир в первом тысячелетии Новой эры, после краха Древнего Рима. А разве современный Запад — не есть тот же Рим?

Кто не хочет лечиться, кому нравится гнить, гнить и гнить — тот неизбежно должен погибнуть.

Хотеть, чтобы ВСЕ ГНИЛО, НО ОКОНЧАТЕЛЬНО НЕ РАССЫПАЛОСЬ, - значит — быть безумными. Так не бывает. Раз сгнило — значит, обязательно рассыпется.

Вопрос только в том, каковы будут последствия для всех нас.

Вадим Слуцкий

! Орфография и стилистика автора сохранены