Более-менее понятно, почему многие жители Крыма с энтузиазмом относятся к российской аннексии. Крымчане знают, что средний уровень жизни в России выше, чем в Украине. Надеются на перемены к лучшему в связи с присоединением к богатому соседу. Играя на этих надеждах, путинский агитпроп в последнее время усиленно промывал им мозги. "Малых мира сего" искушали российскими райскими кущами. Щедро раздавались обещания, создающие у крымских "блудных детей" иллюзию того, что из украинского голодного детдома они смогут по мановению путинской волшебной палочки, перенестись в особняк российского богатого дядюшки. Конечно, это все ложь. Крым ждет произвол российской бюрократии, захват земли, уничтожение местного мелкого бизнеса, концентрация собственности в руках пришлого криминалитета. Вот, например, Кадыров уже явно нацелился на кусок сладкой крымской земли. Я об этом уже здесь писал, повторяться не буду.

В общем, крымчан, как ребенка - конфеткой, безжалостно обдурили и заманили в Россию пустыми обещаниями и посулами, которые никогда не реализуются.

Понятно, что для Путина аннексия Крыма - способ укрепить свой авторитет, сильно пошатнувшийся в последние годы. А чему радуются простые россияне? Какой им смысл и прок в этом всем? Они и так могли свободно ездить в Крым, никаких проблем с этим никогда не было. Вряд ли российские налогоплательщики заинтересованы получать новый регион-донор, который будет высасывать из бюджета существенные средства. Разговоры о солидарности с русскоязычными крымчанами невозможно воспринимать всерьез. Во-первых, никакой реальной угрозы для русских в Крыму нет и не было. А во-вторых, если уж говорить о солидарности, то в ней, в первую очередь, нуждаются русские в действительно проблемных регионах, где их жизнь гораздо сложнее, чем в Крыму. Например, на Северном Кавказе, или в Средней Азии. Но я не слышал о том, что судьба русских общин там сильно интересует кого-то из "защитников русских в Крыму".

Думаю, ответ лежит в сфере социальной психологии, в области "теории игр". Вся мировая история была своеобразной битвой за землю. Племена, а потом страны, нападали друг на друга, чтобы отжать себе дополнительную территорию. Сейчас политика территориальных захватов ушла в прошлое. Последними ее фанатами были нацисты и японские милитаристы. После их разгрома цивилизованные страны повсеместно отказались от территориальной экспансии и взаимных притязаний.

Люди давно уже не делятся на враждующие племена, каменные топоры зарыты в землю, а пещеры стали достоянием спелеологов. Но атавизм племенной психологии существует. Например, в поведении болельщиков-фанатов, которые, по каким-то условным признакам, делятся на враждующие лагеря. Фанаты "Спартака" сражаются с фанатами "ЦСКА" как древние дикари. Но, если те сражались за ресурсы, то конфликт фанатов не имеет рационального объяснения, вне рамок условий их игры.

Я думаю, что в ситуации с Крымом, наши люди тоже играют в "болельщиков-фанатов". Россияне плавно перешли от радости за победу "наших" на Олимпиаде в Сочи к новой развлекаловке. Они представляют Россию, как некую большую спортивную команду, которая, захватив Крым, забила гол своим соперникам (Западу, Украине и т.д.) и одержала победу. Для чего этот Крым самим "болельщикам" – непонятно. Кроме проблем и риска войны он ничего не даст. Но это для них это не имеет никакого значения. Победа в игре важна вне всякого рационального контекста. В спорте ведь фанаты тоже сходят с ума от счастья, не получая никакой практической пользы от победы "своих" команд.

Проблема только в том, что мировая политика - не спорт. Все эти "игры патриотов" отнюдь не безобидны, а чрезвычайно опасны. Мир, напичканный ядерным оружием, - не поле для регби, а скорее минное поле, где необходимо быть чрезвычайно осторожным, где любые резкие движения смертельно опасны. Этого наши "болельщики" видимо пока не понимают. А расплата за несколько минут счастья на "трибунах крымской арены" - неминуема и может быть очень жестока.

 

Игорь Эйдман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter