В последние несколько дней (в основном в последние 24 часа) украинские власти приняли целый ряд заметных решений. Среди них:

- Начало эвакуации 25 тыс. украинских военнослужащих и членов их семей из Крыма.
- Интенсификация военных маневров в разных частях Украины.
- Создание оперативных военных штабов в регионах.
- Приведение ВС в полную боевую готовность.
- Размещение воинских подразделений на направлениях возможных ударов агрессора.
- Разрешение украинским военнослужащим открывать огонь на поражение в случае нападений на воинские части и возникновения угрозы жизни и военному имуществу; в ряде случаев военнослужащие воспользовались этим правом.
- Выделение заметного финасирования ВС.
- Частичная мобилизация резервистов.
- Создание объединенной войсковой бригады Украины, Польши и Литвы.
- Частичное перекрытие украинско-российской границы.
- Задержания и аресты ряда сепаратистов и диверсантов.
- Обращение к ООН и странам мира с призывом не признавать аннексию Крыма Россией.
- Введение визового режима с Россией.
- Прекращение председательства Украины в СНГ.
- Начало процедуры выхода Украины из СНГ.
- Подготовка законопроекта об оккупированных территориях.
- Подготовка запроса на компенсацию убытков от российской аннексии/оккупации.
- Предъявление ультиматума крымским де-факто властям с требованием освобождения командующего ВМСУ С.Гайдука и других заложников, захваченных на территории полуострова.

То, что было сделано, либо полностью воспроизводит мои неоднократно звучавшие предложения, либо во многом соответствует им – была продемонстрирована реальная готовность украинских ВС, украинских властей, украинского общества к сопротивлению, при этом украинская сторона сама не совершала каких-либо агрессивных действий. В то же время насколько я мог заметить, ни одно из указанных действий не подвергалось в Украине ни критике, ни сомнению, никто из руководителей, принявших эти решения, не был назван "провокатором", "поджигателем войны", "агентом Кремля" или "путинским шпионом".

Первые результаты предпринятых действий налицо – от огня украинских военнослужащих никто не погиб и, кажется, даже не был ранен. С.Гайдук и все захваченные украинские заложники сегодня ночью освобождены. Осада некоторых украинских воинских частей была либо ослаблена, либо снята.

Таким образом, на практике была подтверждена относительная эффективность действий, предложения о которых были сделаны еще три недели назад, но которые (действия) тогда не были приняты.

Если бы эти, а также некоторые другие рекомендованные меры были бы приняты сразу же, в крайнем случае – несколькими днями позже, в самом крайнем случае – тогда, когда автор этих строк предупреждал украинские власти о том, что у них осталось трое суток (а затем – двое суток), то скорее всего никто из украинских военнослужащих и гражданских лиц не погиб бы, агрессию можно было бы остановить либо в самом ее начале, либо немного позже, что позволило бы в конечном счете не допустить ни оккупации украинской территории, ни аннексии Крыма.

В связи с этим и наряду с чувством определенного удовлетворения в том, что украинские власти начали хоть что-то делать по противодействию агрессии, возникают по меньшей мере несколько вопросов:

1. Почему все эти правильные и необходимые меры не были предприняты раньше – тогда, когда они действительно могли остановить агрессию, а были совершены только после того, как Путин завершил оккупацию Крыма и провел квази-юридическое оформление аннексии? Иными словами, предоставление агрессору свободы рук в Крыму наряду с отказом от отдачи необходимых приказов украинским военнослужащим было условиями предварительного сговора (договоренности) с агрессором о "безболезненной" сдаче ему Крыма?

2. Следует ли рассматривать подготовку властями обращения о компенсациях за аннексию/оккупацию Крыма в качестве косвенного признания того, что спецоперация по легализации передачи Крыма из Украины в Россию вступила в завершающую стадию?

3. Почему подавляющее большинство вышеупомянутых решений было принято именно в тот день, когда один из кандидатов на предстоящих 25 мая президентских выборах вернулся в страну со словами, что теперь он(а) "полностью вернулся(ась)", что могло бы создать благоприятное общественное впечатление, что успешная защита Украины ассоциируется лишь с присутствием в стране именно этого кандидата?

4. Российская сторона в лице министра обороны С.Шойгу, потребовавшего от де-факто крымских властей освобождения захваченных людей, тем самым также изящно подыграла вернувшемуся кандидату для усиления благоприятного общественного впечатления о чудесной "победоносности" данного кнадидата?

Если же эти вопросы носят в основном риторический характер, а ответы на них очевидны, то, похоже, в ближайшее время мы рискуем стать свидетелями разыгрываемых на наших глазах следующих частей гигантского марлезонского балета по осуществлению стратегического элемента Плана Путина против Украины – возведению на киевский престол наиболее удобного кремлевскому диктатору кандидата и тем самым осуществлению единственного реалистичного варианта установления его эффективного контроля надвсей Украиной.

Кроме того, если расписание предпринимаемых украинскими властями действий по сопротивлению агрессору и обороне Украины действительно определяется кулуарными договоренностями с агрессором и/или предвыборным календарем, то повторение сдач людей и территорий, подобных сдаче Крыма, не только теоретически возможно, но и практически гарантировано.

Андрей Илларионов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены