Болотное дело. Фото: novayagazeta.ru
  • 24-04-2014 (14:45)

Удар клином

Каспаров.Ru: прямая трансляция первого заседания по делу четырех "узников Болотной"

update: 24-04-2014 (22:23)

16:16 Собравшиеся провожают конвоируемых узников криками: "Свободу!"

16:13 "Мне хочется надеяться, что мы будем работать в темпе и быстро рассмотрим дело!" — заканчивает заседание судья.

16:10 Судья говорит, что у нее есть другие дела, помимо "болотного", поэтому она не сможет заниматься им "с утра до вечера". Судья Сусина символично откладывает заседание до 6 мая. Заседание состоится в 14:00. Следующие заседание состоятся: 7 мая в 11:00, 14 мая в 14:00, 15 мая в 12:00, 19 мая в 14:00, 21 мая в 14:00, 22 мая в 11:00, 26 мая 11:00, 28 мая в 11:00, 29 мая в 14:00.

16:09 Прокуроры просят начать с допроса свидетелей. Адвокат Дмитрий Динзе просит разрешить свидетелям защиты находиться в зале на случай, если свидетели обвинения не придут — чтобы не терять время. Гаскаров говорит, что готов хоть сейчас дать показания, раз свидетели не пришли.

По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

16:04 Гаскаров считает, что фигурантам дела необоснованно за одно и тоже действие вменяются сразу две статьи. Он подчеркивает, что один из признаков "массовых беспорядков" — оказание вооруженного сопротивления представителям власти. Еще один признак — насилие. Они близки. Но насилие — это статья "Насилие в отношении представителя власти", без вооруженного насилия в отношении полиции оно должно быть квалифицировано по этой статье, а никак не по статье "Массовые беспорядки". А в обвинительном заключении оно квалифицировано сразу по двум статьям.

Гаскаров отмечает, что его действия в отношении полицейских не причинили им вреда и не могут с юридической точки зрения оцениваться как насилие — он только дернул их за руку и за ногу, препятствуя их противоправным действиям.

16:00 Гаскаров замечает, что из всех признаков "массовых беспорядков" в этом деле упоминаются три из шести — поджоги, погромы, уничтожение имущества. Но по закону, чтобы нечто было признано "массовыми беспорядками", оно должно иметь все их признаки. Он отмечает, что, например, конфликт в Бирюлеве не был квалифицирован как "массовые беспорядки", хотя нес большую общественную опасность, потому что не хватало квалифицирующих признаков.

Он говорит, что, видя конфликт митингующих и полицейских, пытался их разнять. Он отмечает, что действительно сопротивлялся действиям полиции, но он уверен, что они были незаконными — они нарушали требования "закона о полиции". "Полицейские врывались в толпу, где находились дети, беременные женщины, врывались клином, применяли физическую силу. Их действия носили явно провокационный характер. Видя это и находясь в стрессовой ситуации, я принял решение попытаться разнять митингующих и полицейских", — говорит Гаскаров.

Булычева он вырвал из толпы за руку, чтобы освободить пространство для людей, т. к. начиналась давка.

15:55 Гаскаров замечает, что страдающим объектом при "массовых беспорядках" по закону является "общественная безопасность", но нигде в обвинении не сказано, как она пострадала от действий Гаскарова. "Объектом посягательства при "массовых беспорядках" не являются правила проведения общественных мероприятий, деятельность сотрудников полиции и другие сущности, о которых говорится в обвинении", — замечает "узник Болотной". Он отмечает, что следователи должны были доказать, что действия обвиняемых были направлены на причинение ущерба именно общественной безопасности, чего не было сделано.

Он замечает, что не действовал "в составе толпы" — там, где он находился, вообще никто не действовал "в составе толпы" — все происходило далеко от толпы. Он также замечает, что события на Болотной не были "массовыми беспорядками" — не хватает квалифицирующего признака "массовости".

15:53 Гаскаров отрицает свое участие в "массовых беспорядках", он считает, что это обвинение возникло, т. к. следствие не захотело устанавливать, где именно что произошло. Он говорит, что не применял насилие к Ибатуллину. Он подчеркивает, что в одном месте говорится, что Ибатуллину повреждения нанесли "неустановленные лица", а в другом уже — "неустановленные лица и Гаскаров". Вред Булычеву он тоже не наносил.

Он не отрицает, что оттаскивал за ногу Ибатуллина и за руку — Булычева. Он не отрицает сопротивления действиям сотрудников полиции ("сопротивление законным требованиям сотрудников полиции" — административное нарушение, не уголовное).

15:51 Судья говорит, что все, что было установлено, написано в обвинительном заключении, а свое отношение к делу "сторона обвинения выскажет в обвинительной речи". "Тогда и послушаете!" — говорит судья.

Гаскаров говорит, что признает некоторые обстоятельства, описанные обвинением, но считает их интерпретацию неверной.

15:45 Марголин говорит, что с юридической точки зрения обвинение ему понятно только частично, но он с ним не согласен. В частности, ему вменяют совместные действия с неустановленными людьми, но он ничего подобного не делал. Вменяемое он не совершал, лично ему не вменяют то, что якобы делали эти непонятные "неустановленные люди", вместе с которыми он якобы действовал.

Тем не менее в обвинительном заключении фигурируют погромы, поджоги и т. д. — действия толпы, а не его лично. Марголин просит разъяснить, какие именно действия толпы обвинение считает поджогами, уничтожением имущества и какова роль Марголина в них, по версии следствия. Он также просит объяснить, что он сделал, чтобы "поспособствовать прорыву". "Узник Болотной" не понимает, почему в обвинительном заключении не сказано, что именно поджигалось.

"В обвинении описаны действия, не относящиеся к "массовым беспорядкам", а те действия, которые являются квалифицирующими для "массовых беспорядков", в деле отсутствуют", — замечает Марголин. Он просит ответить на все его вопросы, "не расширяя обвинение и не домысливая", а строго по его тексту.

15:43 Судья спрашивает, понятно ли Кохтаревой обвинение, согласна ли она с ним. Оно ей понятно, она полностью согласна с ним. Гущину обвинение не понятно, он не признает обвинение. "Мне вообще не понятно, на основании каких факторов обвинение делает выводы о моей причастности к прорыву оцепления, а также поджогам, повреждению имущества, использованию зажигательных смесей и взрывчатых веществ, насилию — квалифицирующим признакам "массовых беспорядков", — говорит Гущин.

15:41 Прокуроры снова перечисляют материальный ущерб, который вменялся всем фигурантам "болотных дел", хотя кто именно его причинил (и причинил ли вообще) — не установлено. Теперь среди уничтоженных предметов звучат и перевернутые биотуалеты, которые фигурировали в первом деле, но в этом пока не звучали.

15:38 Марголин якобы применил насилие в отношении полицейского Бажанова, входившего в одну из групп задержания. Якобы он препятствовал "задержанию агрессивного гражданина", схватил Бажанова за руку, повалил на землю, вместе с другими людьми сорвал с него шлем и нанес ему не менее одного удара левой ногой, и не менее одного — правой.

15:35 По версии обвинения, Марголин также поддался противоправным призывам, в результате чего у него "возник преступный умысел на участие в "массовых беспорядках", сопровождавшихся насилием в отношении представителей власти". Он якобы пытался прорвать оцепление, состоявшее из полицейских и солдат внутренних войск.

15:28 Пенсионерке Кохтаревой вменяют, что она, "применяя физическую силу", прорвала с другими митингующими оцепление полиции. Также она якобы применила к бойцам ОМОНа Тарасову и Семченкову насилие, неопасное для жизни и здоровья: хватала участвовавших в задержании полицейских за бронежилет и форменное обмундирование, одного из них два раза ударила рукой по шлему, в результате задерживаемый скрылся.

Потом она якобы взяла в руки "неустановленный предмет и бросила его в неустановленных сотрудников полиции". Затем она "прицельно бросила в сотрудников полиции древко". Дальше Кохтарева бросила еще "не менее трех пустых пластиковых бутылок". И все в полицейских. А потом еще "четыре неустановленных предмета", причем, как считает обвинение, с целью "нанесения увечий". Полицейские, потерпевшие от действий Кохтаревой, якобы "испытали физическую боль".

Прокуроры настаивают, что Гаскаров, Гущин, Марголин действовали сознательно.

15:26 Судья говорит, что подсудимым запрещается разговаривать. Требует, чтобы приставы следили за ними. Обещает удалять наблюдателей и журналистов "без предупреждения", если они будут разговаривать. В зале при этом очень тихо, разговоров не слышно.

15:25 Прокуроры переходят к эпизодам, вменяемым Кохтаревой — единственной фигурантки дела, признавшей вину. Ее адвокат сидит со стороны обвинения.

15:22 Гаскарову и Гущину, таким образом, вменяется насилие, неопасное для жизни и здоровья.

15:18 Гущин по версии обвинения применил насилие в отношении командира одной из рот ОМОН ЦСН Москвы Антонова — схватил его за шлем и бронежилет, оттащил в сторону, толкнул в спину обеими руками, в результате чего тот упал и "ощутил физическую боль". А демонстранты в это время якобы распыляли газ, кидали в полицию различные предметы, строили заграждения из барьеров, "препятствуя перемещениям полицейских", били полицейских, кидали бутылки с зажигательной смесью. В деле появился не только один загоревшийся пострадавший (был и в первом "болотном деле"), но и "участник демонстрации Глазков", в которого якобы попал брошенный камень.

15:16 Поддержать "узников 6 мая" пришли амнистированные фигуранты "болотного дела" Владимир Акименков и Дмитрий Рукавишников.

15:15 По версии обвинения, у Гущина возник умысел на участие в "массовых беспорядках" после призывов "неустановленных лиц" и он пытался прорывать оцепление из полицейских и военных. Он якобы кидал в группе людей камни, палки и другие предметы в сторону полиции.

15:10 Прокурор сообщает, что у полицейского Игоря Ибатуллина в результате действий Гаскарова якобы возник закрытый перелом костей носа. А солдата внутренних войск Булычева Гаскаров якобы резко дернул за левую руку, вытащив из строя — это тоже насилие, по мнению гособвинителей.

15:06 Прокуроры перечисляют "потерпевших" по "болотному" "делу четырех". Насколько можно судить на слух, они те же, что и в первом "болотном деле", но не все из них давали на нем показания. Якобы нанесенный материальный ущерб тот же: утраченные шлемы, радиостанции, дубинки полиции, асфальтовое покрытие (в первом деле этот ущерб не был подтвержден необходимыми документами, как настаивали адвокаты). Про перевернутые биотуалеты на этот раз прокуроры ничего не говорят (их повреждение вменялось фигурантам "дела двенадцати").

15:02 По версии следствия, Гаскаров также "дернул на себя" стоявшего в полицейском оцеплении солдата внутренних войск Булычева, чем открыл в цепи проход для других людей. В это время митингующие, как считают прокуроры, стали кидать в полицию бутылки, строить преграды из металлических ограждений, вырывать у полицейских бронежилеты, шлемы, средства связи, кидать пакеты со взрывчатыми веществами и бутылки с зажигательной смесью, одна из которых якобы попала в человека.

15:00 Прокуроры считают, что Гаскаров схватил сотрудника полиции Ибатуллина за ногу, свалил его на асфальт, а потом неустановленные люди нанесли Ибатуллину не менее двух ударов по голове. Они якобы мешали задержанию, задерживаемый скрылся.

14:56 Прокуроры излагают свою позицию. Они подчеркивают, что военнослужащие были привлечены к охране митинга в соответствии с согласованным планом, а полицейские имели право требовать "прекращения противоправных действий". Некая группа граждан, по их версии, начала призывать граждан к прорыву цепи полиции и выходу за пределы согласованного места проведения акции.

По их мнению, Гаскаров пришел на Болотную, чтобы участвовать в митинге, но потом "поддался" противоправным призывам и участвовал в "массовых беспорядках". По мнению обвинителей, Гаскаров, Марголин, Гущин прорывали оцепление полиции в составе группы "неустановленных граждан".

14:54 Прокуроры возражают, т. к. Петров зарегистрирован не в Москве. Судья отказывается допустить к защите Петрова. "Судом установлено, что юридическими познаниями гражданин Петров не обладает, более того, защиту Гаскарова осуществляют два профессиональных адвоката. Его право на защиту нарушено не будет", — отказывает Сусина. В прошлом "болотном деле" судья Наталья Никишина допустила почти всех общественных защитников, кроме супруги Сергея Кривова.

14:51 Адвокат Светлана Сидоркина ходатайствует о допуске общественного защитника Никиты Петрова. Алексей Гаскаров хочет, чтобы Петров защищал его, Сидоркина говорит, что он будет помогать защите технически. Он закончил экономический факультет РУДН, специальность мировая экономика.

14:48 Судья Наталья Сусина спрашивает обвиняемых, верные ли у нее личные данные о них. Прокуроры — Смирнов и Стрекалова (из первого "болотного дела"). Судья спрашивает, хочет ли кто-то отвести судью или прокуроров. Пока отводов нет.

14:46 Начинается заседание. Все фигуранты дела доставлены. Все адвокаты пришли. Судья спрашивает, удобно ли всем адвокатам сидеть за маленьким столом. Обещает к следующему разу поставить более удобный стол.

Замоскворецкий суд столицы приступил к рассмотрению по существу третьего уголовного дела о так называемых массовых беспорядках на Болотной площади Москвы. Активист движения "Антифа" Алексей Гаскаров, национал-демократ Илья Гущин и гражданские активисты Александр Марголин и Елена Кохтарева были задержаны почти через год после событий 6 мая 2012 года.

На данный момент первые трое находятся в следственных изоляторах, Елена Кохтарева — под подпиской о невыезде. Последняя признала вину по обеим вменяемым статьям ("Участие в массовых беспорядках" и "Насилие в отношении представителя власти") и ходатайствовала о выделении ее дела в особое производство, но суд отказал. Остальные фигуранты настаивают на своей невиновности.

Алексей Бачинский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 06-12-2022 (11:33)

Вторжение России в Украину: главное за 6 декабря