Люди различаются и уровнем интеллекта и уровнем нравственной чистоплотности. Новая Россия за 23 года родила человека нового типа: бессовестного прагматика, по-своему очень неглупого, умеющего организовывать приток денег в свою жизнь, но с очень узкими интересами и с очень скудной жизнью. Помните "Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна,игемон"?

Подобного рода люди были и в советское время, но тот прагматизм требовал хотя и рудиментарной в последние советские годы, но хоть какой-то веры в коммунизм и следования определенным, "коммунистическим" правилам поведения.
Откровенный циник в той среде выживал плохо.

У нынешних же таких ограничений нет. Нет и правил приличия (в старом понимании). Так что ничто наш максимализм "коль любить, так без рассудку... коль рубнуть, так уж сплеча" не сдерживает, и оттого новый русский прагматизм безудержен – куда там западным прагматикам!

Те, кто живет по принципу "бизнес – ничего личного", а это, обращаю ваше внимание, вся наша экономическая элита, политическая элита и все вторые-третьи эшелоны этих элит, требуют своих аргументов для оправдания подлости.

Ровно 15 лет назад новые правители, сметавшие с РФ остатки демократической ауры вместе с остатками демократических иллюзий, потому и подняли на щит идею прагматизма: России нужны политики-прагматики. Помните? Да, нет, конечно – вы ничего не помните. Но это было. Так общество защищалось от укоров совести всвязи с АТО по защите территориальной целостности в Чечне. "Бизнес – ничего личного".

Сегодня то же самое. Умные циники-прагматики, конечно, не могут верить телевизору: про защиту русскоязычных, про хунту, про бендерофашистов, про вину Майдана за войну РФ с Украиной, ну, и про прочую лапшу, которую с такой трогательной заботой развешивает на ушах подведомственного населения путинпроп. Но для циников не слишком громко, но достаточно громко, чтобы они услышали, рыцарями пера и микрофона вброшено другое объяснение. Бизнес. У нас там интересы. Украина – часть России. Она нам нужна экономически. И Новороссия – это наше жизненное пространство. Нам без него не жить. За свое деремся. Ничего личного.

Для той части общества, которая слова "грабеж" и "бандитизм" заменила на "рэкет" и "рейдерский захват" и вообще создала новояз, легализующий любые преступления, такой язык понятен. Это их повседневная логика.

А вот дальше происходит любопытная вещь. Касались бы их лично события на Украине – циники бы в момент поняли, что их дурят.

Ну, в самом деле, представьте сами. Вы – бизнесмен. У вас есть партнер. Партнер нашел себе другого партнера. Отнять его бизнес вы не можете. Но можете подослать к нему бандитов, чтобы они принудили его остаться в вашем бизнесе. Пойдете вы на это? Дескать, "стерпится – слюбится". Захотите иметь партнером человека, который вас ненавидит? Пусть даже ваш бизнес и дает ему доход.

Подумали? Можно ли вести бизнес с врагом? Конечно, совместное дело любви не предполагает. Но совместимо ли оно с личной враждой? Когда "ничего личного" уже не может быть?

Я вот подумал. И таких случаев вспомнить не смог.

И понятно – почему. Враг может пойти на существенные финансовые потери, чтобы наказать вас. Для него насолить вам – ценность. Он готов за это платить. Монте-Кристо помните?

Ну, вот возьмем оборонные предприятия Днепропетровска. Какой-нибудь Южмаш. Там ведь теперь любая враждебная по отношению к РФ акция – это акт высокого патриотизма. Без кавычек – патриотизма.

Нет, не может быть бизнеса с врагом. И каждый бизнесмен это отлично знает. И знание это его не теоретическое, а самое что ни на есть практическое, жизненное.

Только из-за нетеоретичности, из-за недостатка осмысления, недостатка рефлексии "каждый бизнесмен" перенести это знание на область, которая лично к нему касательства не имеет – на политику, не может.

Ему для этого нужно было бы расширить свой кругозор, посмотреть пошире. А он не может. Вся его жизнь построена так, что его интересуют только свой бизнес, ну, и насколько остается время – люди ближнего круга: семья, друзья или исполняющие обязанности друзей...

Вот и повторяет он вслед за "аналитиками" от пропаганды, что дважды два в геополитике будет пять.

Нет, он знает отлично, что в бизнесе дважды два будет ровно четыре. Но геополитика для него как астрономия – что-то далекое и чужое. Черт его знает, чему равно в этих эмпиреях дважды два. Да и какая, к черту, разница. Тут на земле столько дел!

И вот тут-то циник попадает в ловушку. Дел-то на земле много. Но устроить их по-настоящему хорошо не получится, если не заняться отвлеченными вопросами.

Но начинает понимать это циник только тогда, когда что-то очень больно бьет его по голове. Иной язык до него не доходит.

Так же, как и до его сограждан попроще, кто бизнесом и политикой не занимается.

Александр Зеличенко

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены