Меня вот какой вопрос интересует. Среди тех граждан РФ, которые однозначно и безоговорочно осуждают агрессию против Украины, осуждают, не пытаясь "подняться над ситуацией", осуждают, не пытаясь призывать к недостижимому миру, так вот – среди тех, у кого нет никаких сомнений, что мы наблюдаем попытку силой подчинить Украину и ничего больше, и кто эту попытку осуждает без всяких "но" – есть ли среди нас хотя бы одно чадо РПЦ МП? 

Вопрос не праздный. Отношение к войне РФ против Украины – это сегодня, в первую очередь, вопрос совести. Развитое нравственное чувство не позволит никакой, сколько бы она ни была искуссной, пропаганде задурить себе голову. "Война – разбой, пардон за прямоту" все равно будет звучать внутри, выпрямляя виденье ситуации. "А мы-то что?" все равно не позволит поверить ни в распятого карателями мальчика, ни в хунту, ни в укрофашистов, ни в госдеп.

И не потому что у госдепа нет геополитических планов, а украинские ультранационалисты все как один пушисты и белы. А потому что сами мы сегодня – вероломные агрессоры, нападающие без объявления войны. А украинские националисты, украинские ультранационалисты совместно с украинскими интернационалистами борются за свободу и независимость своей родины. С нами борются. И поэтому все происходящее так напоминает события второй мировой войны, что дыхание перехватывает. Особенно когда понимаешь, в какой роли выступает твое государство и где оказался ты сам.

Тут ведь и сделать практического ничего нельзя. Даже к миру призвать. И это совесть не позволит. Просто потому, что быстренько разберется в том, в чем ум разобраться не может: "мир" здесь – это просто фиксация очередной военной победы РФ и пауза перед продолжением войны за Украину. Мир здесь ни "ничья". И не мир. "Мир" здесь – стадия войны. Ум-то это может понимать или не понимать, зависит от того, что это за ум. Но совесть – она не ум, она-то все отлично понимает.

Так что деление общества на 86% и 14% (или сколько нас есть на самом деле) – это не деление по уму. Это деление по совести. На тех, кто ее не слышит, и тех, кто не может не слышать.

Вот я и спрашиваю, а много ли из этих 14% находятся в церковной ограде? И сам себе отвечаю (хотя и хотел бы ошибиться) – НИКОГО. То есть буквально так кажется – ни одного человека.

РПЦ в лице своей верхушки, конечно, пытается отмолчаться. Это и понятно: на Украине многомиллионная паства. Но я в данном случае не о верхушке. Я о чадах. Как раз об этой самой пастве. Только не о той, что с украинскими, а о той, что с паспортами РФ. Есть ли среди них кто-то, кто однозначен в своем неприятии роли РФ? Не похоже.

Что это значит? Нехорошее значит. Значит, что при поляризации общества между полюсом добра (совести) и полюсом зла (государственного эгоизма, плохо осознающего настоящие интересы государства и не стесняющегося в средствах) церковь – еще раз повторяю: я имею в виду не иерархов, они в данном случае не интересны вовсе; я имею в виду церковный народ – оказалась на полюсе зла.

Почему это произошло, почему узко и оттого неверно понимаемые интересы государства стали ценностью много более важной, чем Бог (или добро, или совесть – это в данном случае одно и то же), я обсуждать не стану. А вот сам факт зафиксировать хочу. Потому что факт этот очень важный.

Обществу, народу для ориентации между "хорошо" и "плохо" нужны не только люди совести. Ему нужны еще и институты совести. Те, что пекутся о нравственном развитии (а это часть духовного развития) общества. Такие институты были и в советское время. Например, в позднесоветское время – институт диссидентства.

На роль такого института в современной РФ пыталась выдвинуться церковь. Конечно, претензии РПЦ на духовное лидерство не слишком подкреплялись ее реальной деятельностью, но в условиях духовной деградации общества очень много людей оказывались на таком дне, что воцерковление хотя и не приводило их к Богу, но помогало приподняться. Иными словами, то место, где находится РПЦ, для многих погрязших в зле людей в самом деле становилось полюсом добра.

Тут ведь все относительно. Учебник для 6-го класса – сокровищница эзотерического знания для первоклассника, а для инженера, перезабывшего в мирских заботах школьную программу, знак интеллектуальной деградации. То же не только с интеллектуальным, но и с любой ветвью духовного развития.

Сегодня ситуация поменялась. Изменив Богу с государством, церковь сдвинулась к полюсу зла. Нравственно дезориентируя уже всех своих чад. И оставив общество даже без такого несовершенного института совести, которым она была до крымнаш.

Конечно, "свято место пусто не бывает". Но пока оно пустует. А заполнить его необходимо как можно скорее. И кроме 14%, вполне атеистичных 14%, делать это сегодня в РФ больше некому.

Александр Зеличенко

! Орфография и стилистика автора сохранены