Гражданская межобщинная* война в Донбассе поставила русских Украины в ситуацию трагического выбора между этнической солидарностью и лояльностью гражданской нации. Я вижу явные параллели между их непростым выбором и выбором, в котором оказались римские евреи во время Иудейской войны 66-73 годов.

Небольшая вводная. Восстание евреев Святой земли (разделенной на римскую провинцию - 3/4 и вассальное царство - 1/4, преимущественно Галилея и заиорданские области)началось в конце правления Нерона. Это в Риме у Нерона был "1937", восточные провинции Нерон очень любил, Греции дал широкую автономию, прекратил повальное ограбление восточных провинций, которое был в норме при республике. При Нероне была неслыханная терпимость к восточным культам (для христиан было сделано исключение), вслед за императрицей Поппеей, придворные дама и интеллектуалы увлекались иудаизмом (также как 40 лет назад советские и американские интеллигенты - дзен-буддизмом и йогой). И вот против этой "ляпоты" и начинается восстание. Оно идет под знаменами, как сказали бы сейчас, зоологического этнического национализма и религиозного фанатизма. Очень скоро среди восставших начинается конфликт между "меньшевиками" и "большевиками", который перерастает в осажденном римлянами Иерусалима в гражданскую войну, в которой вверх берут левые радикалы (отнять и поделить). Логика как бы требует от просвещенных и в среднем состоятельных евреев империи быть на стороне Рима. И действительно, даже одной из армий, зачищающей мятежную страну, командует латинизированный александрийский еврей Александр.
Усложним ситуацию. Представим, что враждебная Риму Парфия смогла направить отряды на помощь мятежникам. Это делает положение восставших довольно уверенным, хотя в перспективе он означает всего лишь замену сюзерена - вместо огромного космополитического и динамичного Рима, достаточно провинциальная и статичная, глубоко периферийная Парфянская империя.

Вот он жуткий выбор. Оказаться на стороне безумствующих в своем радикализме соплеменников и пожертвовать доступом к высочайшей в Средиземноморье культуре. Признать необходимую обреченность и пагубность восстания и мудро желать ему быстрейшего поражения**, как это сделал прославленный ренегат №1 Иосиф Флавий - командир гарнизона Иотапаты, придворный историк императоров из династии Флавиев, или пожертвовать цивилизацией, пожертвовать высоким статусом в терпимом социуме в огромными возможностями для социальной мобильности, и счесть коррупцию, провокации и расправы над мирными протестами прокуратора Гессия Флора - вполне достаточным основанием для того, чтобы, не думая о кровавой цене этого выбора, бросить смертельный вызов мировой державе.

Сравнение было навеяно мне размышлениями о Судном дней, начинающемся вечером в пятницу.

ГМАР ХАТИМА ТОВА

* Обычная гражданская война идет за право определять общее будущее страны, межобщинная война — идет за право обособиться или за лидирующие позиции той или иной этнокультурной группы.

Подробнее об этой разнице

** Апостол Павел в канун восстания пытался довести до сведения его будущих участников, что нет власти не от Б-га, и что начальник не зря носит меч.

Евгений Ихлов

! Орфография и стилистика автора сохранены