Несколько предварительных слов. Для народов и цивилизаций западной культуры (к западу от реки Инд) центральное место в их истории занимает принятие монотеизма (принятие элитами одной из трех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама). Можно даже условно выводить реальное историческое время цивилизации, взяв за образец западноевропейскую историю, как единственную нециклическую (или гиперциклическую), где принятие христианства — это IV век. Тогда начало XXI века для исламской цивилизации — это западноевропейский XVII век - войны реформации и контреформации, ведовские процессы... И никакой псевдонаучной мистики Хантингтона о конфликте цивилизаций — исторически закономерный кризис внутри исламской цивилизации. А для России сейчас — западноевропейский XIV век, "треченто" - рождение светской гуманистической культуры, появление внецерковного, неидеократического сознания. А имперская экспансия Петра и Екатерины Великих — это русская эпоха крестовых походов.

Отношение к обоим половинам истории (до и после монетеизмизации — хорошее слово, главное - политкорректное) у разных народов достаточно сильно отличается в зависимости от градуса идеологизации их культур.

Например, в русской, еврейской и арабской культурах языческие периоды фактически табуированы, традиция буквально выжжена каленым железом, часто вместе с носителями (то, как это было у евреев, описывается в Библии, где говорится о вполне инквизиторской деятельности Илии-пророка).

У западноевропейцев, напротив, память о языческом периоде любовно сохранена или тщательно восстановолена — греческая и римская мифология, скандинавские и гэльские легенды, Артуриана, германские сказки, собранные братьями Гримм.

Если мы обратим внимание на русскую историю, то увидим ее необычайно контрастное членение на периоды, каждый из которых находится в явной идеологической (или, если угодно, духовной) конфронтации со своим предшественником. Предшествующий период профанируется (высмеивается, подвергается ритуальному глумлению — снятие колоколов, рубка бород, сожжение икон, снос памятников деятелей большевисткого пантеона), значительная часть культурной и образовательной политики несет в себе явную или скрытую полемику с прошлым, во многом предшествующее наследие табуируется.

Вот эти периоды:

1) монархически-византийско-православный;

2) петербургский период — имперско-вестернизационный, "перемагничивание" русской цивилизацинной матрицы на европейскую;

3) коммунистический (неомосковский) период — имперско-мессианский, квазирелигиозный;

4) антикоммунистический период — либеральные реформы и демократическая вестернизация.

Назовем эти периоды красивым греческим словом "эон" (буквально - самодовлеющий период в развитии мироздания).


Некоторые временные границы эонов русской истории хорошо известны, как памятные дни. Третий период можно считать с 7 ноября 1917, но я бы взял за основу начало января 1918 — разгон Учредительного собрания, вытесние от власти других социалистов (7 ноября власть формально перешла к лево-центристскому большинству Советов, а не к группе Ленина). Его окончание и, соотвественно, начало четвертого периода — поражение ГКЧП, его отмечают как день Государственного флага России.

Петербургский период можно отсчитывать с основания Града Петра, но правильнее было бы исходить из событий 1698 года — Большое посольство и Стрелецкие казни. Год, когда Петр I принял принципиальное решение о разрыве с "византийской" цивилизационной матрицей и о "взрывной" вестернизации.

Мы видим, что, по крайней мере, между вторым и третьим эонами существует временное соотношение 3 к 1 (220 лет и чуть менее 74 лет).

Про эти коммунистически 74 года немного мистическое. В сентябре 1991 года все вспомнили, что предсказания Нострадамуса про режим, который просуществует 73 года и 7 месяцев. Дословно: "пророчество о "новом Аквилоне", которое многие исследователи относят к СССР (1917 - 1991), содержится в послании Нострадамуса Генриху II. В нем, как считают, указано не только время существования СССР, но и некоторые этапы его истории: "...И в месяце октябре произойдет великое перемещение, такое, что покажется, будто земная твердь потеряла свое естественное направление и погрузилась в вечную тьму... Вырастет новый Вавилон, презренный отпрыск, подпитанный мерзостью первого всесожжения. Он просуществует только 73 года и 7 месяцев. Объединится царство Бешеного, который будет прикидываться мудрецом... после великой собаки придет самый великий Сторожевой Пес, который разрушит все, даже то, что было разрушено ранее... И, приближаясь к новому разорению, и в то время, как оно будет в самом разгаре, поднимутся властелины и военные силы, и отнимут у него (пса) два меча. Привлеченный их изгибами, народ заставит его (пса) идти прямо, не желая подчиниться противнику с его вскинутой рукой..." (Послание, 24-29)".

Если учесть, что узурпация власти большевиками, как я сказал чуть ранее, то несложные подсчеты давали срок правления компартии в 73 года, 7 месяцев и 20 дней (73, 64 года). Именно умножение умножение этого периода на три дает искомые 220 лет — время существования уничтоженного большевиками "петербургского" цивилизационного периода русской истории.

Отметив данную закономерность, мы должны посмотреть можно ли ее отследить на других эонах — предшествующих и последующих.

Отсчитав 660 лет от года Стрелецких казней, мы получаем первую половину XI века на Руси: пик мощи государства Ярослава Мудрого (последнего до Ивана III централизованного русского государства), фактический конкордат с патриархом Константинопольским, начавший "византийский" цивилизационный период русской истории. Следущая итерация - на 19 с половиной столетий — приводит нас в 10 век до н.э., времена правления Давида и Соломона. Это период оформления праславянской культуры так называемой "полей погребальных урн" на территории Киевской Руси. Как и любая племенная языческая культура, она несла две традации — языческо-магическую в духовной сфере и и военной демократии — в социально-политической.

Сменившая ее в XI веке монархическо-византийская государственность Киевско-Владимирско-Московской Руси объявила жестокую и последовательную войну обоим этим традициям.

Мы можем экстраполировать закон утретения и на будущее. Тогда у послеагустовской России есть менее четверти века, а последний значимый период отечественной государственности как целостности составит лишь 8 с небольшим лет.

Я бесконечно благодарен математику Борису Михайловичу Долгоносову, который ответив на некоторые мои предварительные высказывания по периодизации русской истории, ознакомил меня со своей работой по информационной динамике "Об одном эффекте сжатия времени в историческом процессе" http://cliodynamics.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=310&Itemid=1

И проведении им расчетов по отобранным мною реперным точкам, разделяющим эоны русской истории — 1991, 1918, 1698...

"Результаты расчетов по уравнениям информационной динамики
.....Событие.................................Дата....................Результаты
1. Точка сингулярности.........15.10.2028,...ts= 2027.789,...x0= 6.892642
2. Подавл. стрелецк. бунта...18.06.1698,...t1= 1697.46,....x1= 5.800088
3. Разгон Учредит. собр.........05.01.1918,...t2= 1917.01,....x2= 4.707533
4. Подавление ГКЧП..............21.08.1991,...t3= 1990.638,..x3= 3.614979
5. Гипотетическое событие...30.04.2016,...t4= 2015.33,....x4= 2.522424
................................................................tau= 1.092555

Пункты 2, 3, 4 – исходные даты. Все остальное рассчитывается по этим датам. Рассчитанная дата гипотетического события 30.04.2016 (см. п. 5), видимо, указывает на некую социальную катастрофу. Модель не учитывает случайные события, поэтому результат надо рассматривать как оценочный."

Итак, повторим то, что мы установили ранее. Обозревая русскую историю, видим, что каждый ее период (мы назвали его "эон") является культурно-политическим антагонистом своего предшественника, и весь его пафос заключается в преодолении предшествовавшего эона, как репрессиями, так и профанированием. Византийское православие искореняло язычество и поддерживало искоренение князьями и царями рудиментов военной демократии. Петербургские императоры выкорчевывали традиционные пласты русскуой культуры. Про культурно-идеологическую политику большевиков и либеральных реформаторов рассказывать нет нужды.

Теперь о причине уменьшения периода на треть. Это также не является чудом. Это вовсе не число ПИ сужающейся исторической спирали.

Если взять два эона одновременно, то последующий оказывается 1/4 некоего мегаэона.

27 веков традиционной культуры, из которых 880 лет византиизированной монархии.

880 лет монархии: 660 — православно-византийской, 220 - европеизированной.

293 года деспотической модернизации: 220 - царской, 73 - советской.

99 лет революционной модернизации: 74 - коммунистической, 25 - антикоммунистической.

Возможно, что про период с августа 1991 по где-то 2024 год скажут "демократический период". Этот период будет составляться из четверти века послеавгустовского развития и 8 лет после кризиса 2016 года, кризиса финального для "августовского режима".

Таким образом, фатальным для путинизма весьма веростно некое событие конца апреля — начала мая 2016 года. После которого начнется 8-летний революционный период.

Интересной особенностью циклизма русской истории, является фрактальность (структурная конгруэнтность) каждого из эонов. С учетом сжатия или растягивания его в 3 раза. Так, готовя этот материал, я обратил внимание, что первый смертельный удар по традиции эона наносится государством до полного его, эона, отбрасывания. Например, за треть века до резни стрельцов начались гонения на старообрядцев — последнее до появления интеллигенции духовно независимую от государства категорию русских людей. В "петербурский эон" это соответствует началу 1907 года — началу столыпинских реформ, воспринятых как "предательский" удар самодержавия по общине, по русской патриархальности. В советский эон — это начало 1988 года — рыночные реформы и начало официальной травли сталинистов (советских фундаменталистов). В языческий период русской истории - это реформа культа (киевская централизация) X века.

Следовательно, если тенденция сохраниться, то можно ждать что в 2015 году путинизм, стремясь модернизировать систему, сам нанесет себе смертельный удар, допустим, разрушив существующий социальный патернализм.

Советский эон можно членить на три части: от Брестского мира до Сталинграда; от Сталинграда до 6-дневной войны и начала диссиденства; и до ГКЧП. Или на четыре: до середины июля 36-го (мятеж Франко, СССР становится "царством света"); до оттепели; до начала детанта (визит Брежнева в США).

Нынешний (послеавгустовский) эон также можно делить на три периода: до начала путинизма осенью 1999; до атаки Путина на либералов — поздняя осень 2007. И тогда сейчас идет завершающая треть, духовным и политическим антагонистом которой и станет 8-летний революционный микроэон, который начнется через полтора-два года.

Ельцинско-путинскую эпоху можно разделить и на четыре периода: до ноября 1997 — апогей олигархической "войны"; до февраля 2004 года — разгром либералов, похищение Ивана Рыбкина; до начала осени 2010 года — кризис вокруг Химкинского леса, отставка Лужкова, крах "Стратегии-31". Сейчас идет завершающая четверть этого периода.

Послесловие. О причине уменьшения в три раза каждого периода русской истории.

Выше я отметил, что русская история делиться на антагонистические периоды и что каждый последующий в три раза короче своего предшественника и фрактален (структурно подобен) ему.

Я высказал предположение, что число 3 - не мистика, не огрубленное ПИ спирально сжимающейся истории, но следствие того, что каждый период русской истории вместе со своим предшественником составляет 4 четверти мега-периода (мега-эона).

Теперь, как мне кажется, я понял причину этого еще точнее. При синусоидальных гармониках результирующая будет такая - повышательная часть цикла будет в два раза длинее понижательной. Поэтому в моих "Колесах на башнях", где говориться о возможной системе цикличности истории (http://e-v-ikhlov.livejournal.com/2012/05/15/) и использована аналоги с готической крепостью, где поверхность "башни" в два раза шире "рва" - расстояния между "башнями".  А следующий эон - это как-бы второй "ров".

Получается, что структура каждого периода русской истории такова: треть - короткий повышательный (или, наоборот, понижательный) период. Две трети - понижательный (повышательный - тут все зависит от того, какая берется переменная). А следующий период русской истории - аналог первой трети предшественника.

Что значит, что период с 2016 по 2024 год будет аналогом периода с сентября 1991 по декабрь 1991.

Евгений Ихлов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены

Вы можете оставить свои комментарии здесь