13 октября в Москве в рамках празднования 70-летия МГИМО состоялось открытие памятника известному русскому дипломату, министру иностранных дел и канцлеру России времён Александра II А.Горчакову. Он вошёл в историю не только как искусный дипломат, но и как государственный деятель, с которым связывают начало реформаторского периода в истории России во второй половине ХIX века. Выступая на открытии памятника, нынешний глава МИД России С.Лавров отметил, что принципы, которые заложил А.Горчаков в основу политики Российской Империи, полностью сохраняют свою актуальность. "Это касается отстаивания национальных интересов России, европейской нацеленности российской внешней политики при сотрудничестве с Азией".

Олицетворение сегодняшней политики Кремля с принципами А.Горчакова С.Лавров может позволить лишь перед студентами, да и пожалуй в своих выступлениях в Госдуме, члены которой сплошь являются "дипломатами", так как, почему-то, имеют дипломатические паспорта. Как показывает история, сравнение с горчаковским периодом истории России пойдёт не на пользу нынешним правителям Кремля. Главная заслуга А.Горчакова состояла в том, что он своей деятельностью восстановил и укрепил авторитет России в непростой период, последовавший после поражения в Крымской войне 1856 года и, тем самым, вывел страну из политической блокады. В противоположность этому, кремлевские деятели путинского призыва своей политикой фактически довели страну до полуизолированного состояния и международных санкций, пополнив список стран-мировых изгоев, типа Ирана, Северной Кореи, Кубы.

 

Антиамериканизм путинской администрации не очень вяжется с подходом А.Горчакова в отношениях с США. Именно при нем Россия обратила внимание на Америку. В середине ХIX века флот США начал угрожать мировой гегемонии Великобритании, а американские товары составляли конкуренцию английским. По инициативе Горчакова, в Петербурге стали рассматривать США в качестве серьёзного противовеса экономическому и политическому господству Великобритании. На берегах Невы помнили и проводимую Америкой политику благожелательного нейтралитета в период Крымской войны. В годы гражданской войны в США Россия однозначно высказалась в пользу Вашингтонской администрации в противовес Англии и Франции, оказывавших поддержку южным конфедератам. Горчаков писал в те годы: "Мы советуем умеренность и примирение, но мы не признаем другого правительства в Соединенных Штатах, кроме вашингтонского."

Ещё одна важнейшая черта дипломатии по-горчаковски – это сочетание активности с умеренностью, чего никак не скажешь о внешней политике путинской России. В частности, в 1864 году А.Горчаков представил Александру II доклад, где изложил программу действий в Средней Азии. На основе этого доклада МИД и МВД разработали детальный план, сутью которого стало ограничение нашего продвижения вглубь Азиатского континента. В нем говорилось: "Дальнейшее распространение наших владений в Средней Азии не согласно с интересами России и ведёт только к раздроблению и ослаблению её сил. Нам необходимо установить на вновь приобретённом пространстве земли прочную, неподвижную границу и придать оной значение настоящего государственного рубежа". Министр предписывал русской пограничной администрации не вмешиваться во внутренние дела среднеазиатских государств, оказывая на них только "нравственное влияние".

Став министром иностранных дел, Александр Михайлович Горчаков своим государственным умом и авторитетом поднял на необычайную высоту свое ведомство, превратив его в подлинный штаб внешней политики. Как утверждают историки, император прислушивался к советам и рекомендациям А.Горчакова, не только во внешней, но и внутренней политике. В сегодняшней же России внешняя политика является прерогативой администрации президента, а глава МИД – исполнителем бредовых идей последнего.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter