Общественный переход в четырех группах стран
Естественно, что указанные четыре группы стран имеют разные уровни политических свобод.

Еще более четкие различия между этими четырьмя группами стран проявляются в траекториях их политического развития в течение последних десятилетий по отношению к среднему уровню стран ОЭСР.

Четко видны различия между устойчиво свободными странами (УС - FF), странами, ставшими недавно свободными (НС - RF), частично свободными странами (ЧС - PF) и полностью  несвободными странами (НС - NF). Лишь УС страны приблизились к странам ОЭСР и достигли почти 90% от уровня их политических свобод. Остальные страны заметно отстают от ОЭСР, причем размеры их отставания весьма различны. Стоит также отметить то, что примерно с конца 1990-х годов ЧС страны (ГУМАК) и, в особенности, НС (ССМ) начали устойчивое движение по шкале политической свободы вниз, все более удаляясь от уровня стран ОЭСР. Для этих двух групп стран их разрыв с ОЭСР не только не сокращался, но, наоборот, возрастал. Более того, для стран группы НС (ССМ) этот разрыв в настоящее время оказался значительнее, чем он был при коммунистических режимах в середине и конце 1980-х годов. По сути дела такой результат перехода нельзя назвать иначе, как катастрофическим.

Наиболее ярким членом этой группы НС стран является, разумеется, Россия. В течение последних 23 лет Россия опустилась с уровня "почти свободной" в 1991 г. до одной из наименее свободных стран мира в 2008-2014 гг.

Сегодня ее индекс политической свободы ниже, чем в среднем в странах Экваториальной Африки и Ближнего Востока, т.е. регионов с самым низким уровнем политических свобод в современном мире.

Обратимся к динамике некоторых экономических и институциональных показателей в переходных странах.

Как видно, между уровнем политической свободы и продолжительностью рецессии обнаруживается определенная связь. Высокий уровень политической свободы, как правило, ассоциируется с более короткой экономической рецессией. Чем ниже уровень политической свободы, тем рецессия, как правило, продолжительнее.

Число лет до восстановления означает, какое число лет потребовалось странам для того, чтобы восстановить уровень ВВП на душу населения, существовавший в них до начала переходного периода. В этом случае некоторая связь наблюдается для первых трех групп стран. Частично свободным странам (из группы ГУМАК)  потребовалось в среднем более 22 лет только для того, чтобы восстановить уровень ВВП на душу населения, имевшийся до начала в них переходного периода.

Кумулятивные потери ВВП на душу населения являются суммой потерь ВВП на душу населения по отношению к уровню ВВП на душу населения в 1989 г. в течение всего того периода, пока ВВП на душу населения не достиг уровня ВВП до начала кризиса. Нетрудно видеть, что кумулятивные экономические потери оказались огромными, просто колоссальными. Эти данные свидетельствуют о без преувеличения экономической катастрофе, произошедшей во многих рассматриваемых странах.

Глубина трансформационного кризиса, выраженного в процентах от уровня ВВП на душу населения в 1989 г., также демонстрирует почти невероятный экономический спад. Причем масштабы спада, как правило, больше, а его длительность – выше – в менее свободных странах.

Индекс трансформации ЕБРР (Европейского Банка Реконструкции и Развития) в 1989 – 2013 гг. демонстрировал четкие различия между четырьми группами рассматриваемых стран, а также постепенное их приближение к уровню стран ОЭСР.

Еще одним показателем, по которому происходила конвергенция переходных стран со странами ОЭСР, является Индекс экономической свободы. Правда, по этому показателю традиционная иерархия групп стран явным образом нарушена: группа СС стран опередила группу УС стран, а группа НС (ССМ) – группу ЧС (ГУМАК).

Следует отметить, что бесспорное сокращение разрыва между всеми переходными странами и странами-членами ОЭСР происходило лишь по двум экономическим показателям – Индексу трансформации ЕБРР и Индексу экономической свободы. По другим показателям такой единой картины не наблюдалось.

Лишь некоторые переходные страны смогли восстановить свой относительный (в процентах) уровень ВВП на душу населения к среднему уровню ОЭСР, существовавший в 1989 г. Однако в большинстве случаев относительный уровень экономического развития переходных стран опустился ниже, и сегодня они отстают от ОЭСР в большей степени, чем это было в 1989 г.

График Индекса верховенства права, построенный по данным Всемирного Банка, для характеристики всего перехода информативен лишь ограниченно, поскольку по этому показателю нет данных до 1996 г.

Эта задача частично решается при использовании показателей Уровня законности и правопорядка, собранных компанией IСRG (International Company RiskGuide) для периода 1985-2014 гг. В начале и середине 1990-х гг. происходило быстрое улучшение ситуации. Однако с конца 1990-х гг. начинается стагнация, а затем и падение уровня законности и правопорядка большинства переходных стран по сравнению со средним уровнем стран ОЭСР.

Динамика Уровня восприятия коррупции также не является однозначной. Более того, для некоторых стран их отрыв по этому показателю от ОЭСР не только сохраняется, но и даже увеличивается (в частности, НС – ССМ).

Столь же неочевидной является и динамика Уровня политического террора. В то время, как страны УС и СС незначительно улучшили свое пложение, страны ЧС и НС сейчас выглядят хуже, чем до начала в них переходного периода.

Число убийств на 100 000 населения в последнее время снижается, но этот уровень сейчас все еще сохраняется очень высоким, он остается выше уровня, на котором он находился до начала переходного периода.

Динамика ожидаемой продолжительности жизни новорожденных в процентах к уровню ОЭСР в 1989 – 2012 гг. также не показывает заметного улучшения.

Кроме того, следует обратить внимание еще на одну весьма чувствительную характеристику – изменение показателей внешней безопасности (или внешней угрозы для) стран, переживающих такой переходный переход. Изменение статистики агрессий, совершенных с территории СССР и нынешней России, против своих непосредственных сухопутных соседей оказывается неутешительной. В первом периоде (1945-1991 гг.), т.е. в течение 46 лет, СССР совершил против своих соседей четыре агрессии. Во втором периоде (1991-2014 гг.), т.е. в течение 23 лет, Россия совершила 5 агрессий. Хотя СССР вряд ли отличался особым миролюбием в международных отношениях, все же России в последний 23-летний период удалось совершать агрессии против своих соседей примерно вдвое чаще, чем Советскому Союзу – если СССР нападал 0,72 раза на каждые 100 соседей-лет, то Россия – 1,55 раза на каждые 100 соседей-лет.

Обнаруживаются также заметные различия в агрессивности СССР/России против соседей, являющихся и не являющихся членами НАТО. Против стран-членов НАТО ни СССР, ни Россия не совершили ни одной агрессии. В то же время нападения СССР и России на страны-не члены Западного альянса как происходили в прошлом, так происходят и сейчас. Более того, их частотность (интенсивность) по сравнению с советским периодом после Второй мировой войны в российский период времени выросла примерно втрое – с 0,97 агрессии на каждые 100 соседей-лет в 1945-1991 гг. до 2,72 агрессий на каждые 100 соседей-лет в 1991-2014 гг. Неудивительно, что у политических элит и общественности стран, граничащих с современной Россией, заметно выросла заинтересованность в членстве своих стран в международной организации, обеспечивающей коллективную безопасность.

Некоторые итоги
Результаты, достигнутые переходными странами, были обобщены таким образом, чтобы выяснить, какие из них смогли сократить имевшееся у них отставание от среднего уровня стран ОЭСР. В такую группу стран, улучшивших свои показатели во всех сферах, и, следовательно, бесспорно совершивших успешный переход, вошли Эстония, Польша, Монголия, Албания и Босния и Герцеговина. Наиболее успешной среди них оказалась Эстония.

С другой стороны, были выявлены три страны, потерпевшие неудачу во всех сферах перехода, отставание которых по сравнению со средним уровнем ОЭСР за время перехода увеличилось. Это Косово, Таджикистан и Россия. По совокупности отставаний наихудшая ситуация сложилась в России.

Обращает на себя внимание, что все страны, добившиеся успешного перехода, являются политически свободными. Все они являются либо устойчиво свободными (Эстония, Польша, Монголия), либо недавно ставшими свободными (Албания, Босния и Герцеговина). Из трех стран с неудачными переходами две страны – Таджикистан и Россия – являются полностью несвободными странами, а одна – Косово – является частично свободной.

Три ключевых фактора успеха перехода
Таким образом, одним из важнейших факторов успеха трансформации является достигнутый и поддерживаемый в обществе уровень политической свободы.

Вторым важнейшим фактором успеха является наличие гарантий внешней безопасности. Очевидно, не случайно то, что из пяти наболее успешных переходных стран три являются членами НАТО (Эстония, Польша, Албания), а безопасность Боснии и Герцеговины гарантировалась и гарантируется миротворцами НАТО и Евросоюза.

Третьим и, возможно, наиболее важным, компонентом успеха трансформации является личный фактор – люди, занимающие ключевые должности в стране в ходе переходного периода, люди, знающие, что такое свобода, ставящие своей целью создание свободного общества, способные проводить эффективную политику по его созданию и защите.

 

Андрей Илларионов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены

Вы можете оставить свои комментарии здесь