Вашингтон переполнен научно-исследовательскими центрами (think-tanks), занимающимися различными аспектами внешней политики, и, пожалуй, не всякий специалист сможет их всех перечислить. Поэтому я не морочил бы голову читателю по поводу всякого мероприятия, проводимого этими центрами, даже если оно посвящено теме России.  

Обсуждение на тему "Кризис в отношениях с Россией", проведенное в минувшую пятницу в элитарном Аспеновском институте, обращает на себя внимание в первую очередь "звездностью" состава участников:

бывший зам. госсекретаря Строб Тэлбот, который в 90-е определял политику США в отношении ельцинской России, бывший советник президента по национальной безопасности Стивен Хэдли, отвечавший за российское направление в администрации президента Буша-младшего, и многоопытная "путиноведка" Анжела Стент, которая, несмотря на скромную должность профессора Джорджтаунского университета, является одним из немногих американских завсегдатаев Валдайских встреч, да и в Вашингтоне без нее не обходится ни одна мало-мальски серьезная тусовка, посвященная России. Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть бывшего зам. госсекретаря США Ника Бернса, бывшего посла США в Москве Джима Коллинза и бывшего посла США в Киеве Стивена Пайфера.

Зал был набит битком, некоторые знаменитости были даже вынуждены примоститься на подоконниках. В свое время я имел возможность близко наблюдать за многими из выступавших в их бытность на дипломатической службе. Их всех отличала профессиональная дипломатическая маска приветливости, за которой постороннему (да и, зачастую, коллеге по работе) ни за что не удавалось  распознать подлинное настроение собеседника. Нельзя сказать, что они от этой маски полностью избавились, но в пятницу они позволили себе гораздо больше откровенности, чем в прошлом.

Когда разразился кризис на Украине, то у Европы и США проблем уже был полон рот, и первоначальной реакцией было переждать, может быть украинская афера Путина каким-то образом рассосется сама собой. Увы, не рассосалась, и теперь практически все участники обсуждения признали, что

нынешний кризис в отношениях с Россией — это всерьез и надолго, и он отнюдь не ограничится лишь Украиной. Стивен Хэдли предсказал, что нынешний кризис — это лет на десять, как минимум.  

Строб Тэлбот и все остальные заявили, что ни при каких обстоятельствах нельзя позволить Путину сделать следующий шаг в его далеко идущих планах — дестабилизировать ситуацию в Прибалтике и, возможно, Польше.  Для этого следует разместить сухопутные войска НАТО и США в этих странах,

сохранить режим санкций и, возможно, ужесточить их, а также оказать всемерную поддержку Украине

с тем, чтобы не допустить дальнейшего расширения зоны российского военного присутствия в этой стране. Но, зная выступавших я был бы удивлен, если бы за этим не прозвучало слово "однако".  

Однако, говорил по очереди каждый из выступавших, мы должны оставить для Путина открытую дверь и не допустить полной изоляции России — слишком велика и слишком важна эта страна для нас.  

Они также указывали на "экзистенциальную" важность Украины для России, и на то, что Украина и близко не представляет сколько-нибудь сопоставимую ценность для США и Европы, и что, если Украине будет предоставлена помощь оружием, то она ни в коем случае не должна использовать его с целью возобновления военных действий на востоке.  

Анжела Стент даже высказала опасение, что предоставление оружия Украине сможет спровоцировать Россию на удвоение своего военного присутствия в этой стране,

а Хэдли предложил перевести поставки оружия в категорию секретных операций и передать этот вопрос в сферу ведения ЦРУ. Ник Бернс и Стив Пайфер указали, что помочь Украине весьма непросто: коррумпированная страна, практически государство-банкрот (failed state), в которое можно вбухнуть уйму денег без сколько-нибудь заметных результатов. Главная и единственная причина, по которой  Украина оказалась в нынешней ситуации, заключается в том что ее лидеры  с момента провозглашения ее независимости с завидной постоянностью принимали ошибочные решения, игнорируя призывы Госдепартамента. И пока признаков для оптимизма нет.

Продолжая эту тему Джим Коллинз даже сравнил украинскую авантюру со смоляным бычком, от которого Путин и рад бы избавиться, да слишком прилип. Путину скорее следует аккуратно помочь, — продолжал бывший посол, — по-человечески спросив его: "а какой, собственно говоря, у тебя план?"

Да и у президента Обамы на оставшиеся два года повестка дня переполнена и есть все основания полагать, что решение проблем с Россией он завещает своему преемнику, отметил другой выступавший.

Этот гладко текущий вашингтонский междусобойчик нарушила посол Финляндии в США, которая с финской эмоциональностью спросила у присутствующих: "Ну хорошо, положим, Обаме удастся вновь сесть за стол переговоров с Путиным. Но ведь всякий диалог предполагает компромиссы. На какие компромиссы вы готовы были бы пойти теперь?" Тему развил посол в Эстонии в США, который указал присутствующим на виртуального слона в зале:

"То, что происходит с Россией — это не непогода, это — глобальное изменение климата, а глобальное изменение климата трудно повернуть вспять" — иными словами, возврата к прежним отношениям, которые существовали у Запада с путинской Россией не будет никогда.

Посол указал на некий скептицизм по поводу санкций, который звучал в выступлениях докладчиков.  

"Санкции работают, — сказал эстонский дипломат, — они реально меняют настроение в России, но для их полноценного эффекта нужно время. Много времени".

Аспеновский институт пригласил принять участие в этой дискуссии одного из авторов   Андрея Пионтковского. К сожалению, по техническим причинам он не смог приехать. Я надеюсь, что изложенная информация позволит ему высказать на страницах сайта то, что он не смог сказать на заседании в Аспеновском институте.

Алексей Собченко

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter