Советская эпоха была господством левого тоталитаризма. Вот приблизительный перечень раздражителей от него.
1) Тупой дикий атеизм.
2) Вульгаризация национальной истории, напихивание ее несусветной "классовой борьбою".
3) Запрет любой не "марксистско-ленинской" мысли - мистики, психоанализа, теории локальных цивилизаций, теории этносов...
4) Запрет частной собственности, проповедь уравнительной бедности.
5) Фактический запрет внебрачного секса.
6) Закрытость от мира.
7) Предельно убогое и скучное массовое искусство, ханжество и морализаторство.
8) Криминализация даже попыток любой серьезной идеологической или политической дискуссии.
9) Пустые прилавки.
10) Принудительная "дружба народов" (почему я должен помогать этим - скажем так, туземцам - когда они мне никто, а американские и израильские агрессоры, британские и французские колонизаторы куда роднее и ближе?).

И прочее.

За долгие подсоветские десятилетия интеллигенция создала (вырастила в себе) массу "антител" для защиты от такой лево-тоталитарной "заразы".
Одновременно интеллигенция сохраняла в себе "антитела" против черносотенства. Что было не сложно, поскольку их выработке очень помог поздний сталинизм.  

Когда коммунизм рухнул, то все запретное при нем стало доступно в изобилии. НЛО и вампиры вошли в каждый дом. Голливуд и его отечественное обезьянничание заняли теле- и киноэкран, а особенности американского судопроизводства мы теперь знаем лучше отечественного. Гороскопы идут между курсом бакса и погодой.
Кругом религия, мистика и оккультизм. Никакой классовой борьбы - в настоящем она считается экстремизмом, в прошлом - национал-предательским ударом в спину. В истории - одни великие цари, святые и князья с графьями. Ксенофобия стала респектабельной.


Только  все равно осталась полицейская диктатура. И у интеллигенции почти нет "антител" против этой диктатуры, которая говорит на языке интеллигентских кухонь 70-80-х.

(развернутый вариант моего выступления на семинаре в Фонде Ельцина месяц назад)

Евгений Ихлов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены