В обсуждении предыдущего поста обнаружились комментарии, какие нельзя оставить без внимания.

Еще одно ошибочное и крайне вредное утверждение: "Нельзя смешивать путинский режим с жителями России и гражданами России." – это не верно. Только Россия, только ее народ виноваты и в царизме, и в большевизме, и в сталинщине, и в брежневщине, и в путинизме. Этот народ и породил все эти строи, режимы, уложения.
http://aillarionov.livejournal.com/762248.html?thread=59793544#t59793544

Путин и есть олицетворение России, по крайней мере, ее 96% граждан, которые поддержали аннексию Крыма.
http://aillarionov.livejournal.com/762248.html?thread=59804040#t59804040

Внесу свою каплю несогласия по поводу п.1.
Россияне виновны!

http://aillarionov.livejournal.com/762248.html?thread=59815560#t59815560

Отделять путина от России, верить в "хороший, но обманутый" русский народ – это ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ, СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ошибка. Это полное непонимание природы ситуации. Это попытка бороться с внешними проявлениями болезни, не борясь с ней самой (и даже ее культивируя). Сравнения с Германией и т.п. – некорректны. Это качественно иная ситуация.
http://aillarionov.livejournal.com/762248.html?thread=59818376#t59818376

Во-первых, недопустимо смешивать разные явления – режим, т.е. лиц, принимающих в том числе преступные решения и осуществляющих в том числе преступные действия, с одной стороны, и жителей России, граждан России, не принимающих таких решений и не участвующих в таких действиях. Распространение установленных (а тем более еще не установленных, лишь гипотетических) вины и ответственности за преступления на лиц, которые этих преступлений не совершали, является фундаментальным отрицанием базовых принципов либерального права ("каждый человек несет ответственность за свои действия") и представляет собой применение принципа коллективной ответственности, используемого тоталитарными режимами.

Во-вторых, среди российских граждан есть люди, кто выступает и борется против этого режима. Являлись (являются) ли виновными (ответственными) за преступления режима Анна Политковская? Сергей Юшенков? Юрий Щекочихин? Александр Литвиненко? Сергей Мохнаткин? Михаил Трепашкин? Арестованные и находящиеся в заключении участники демонстраций на Болотной и Сахарова? Правозащитники? Журналисты? А.Пионтковский? Г.Каспаров? А.Бабченко? А.Муждабаев? Б.Вишневский? Л.Шевцова? Л.Рубинштейн? И многие-многие другие, кто каждый по своему участвует в Движении Сопротивления? Очевидно, нет.

В-третьих, среди жителей и граждан России есть огромное число людей, заведомо непричастных к каким-либо не только преступлениям, но и к любым действиям режима, – например, дети, не принимающие участия в политической и общественной жизни, а также все совершеннолетние, не только не участвовавшие в таких преступлениях, но и не голосовавшие за представителей режима на президентских и парламентских выборах. Так, даже по официальным оценкам (очевидно, завышенным), в марте 2012 г. за В.Путина проголосовало 45,6 млн.чел., т.е. менее трети всего населения страны. Поэтому как минимум две трети всех ее граждан – около 98 млн. жителей России – не имеют ни к преступлениям режима, ни даже к его политической поддержке никакого отношения.

В-четвертых, нельзя смешивать ошибки и преступления. Среди самих преступлений необходимо различать преступления различной степени тяжести и различного характера последствий. Голосование на выборах за представителей преступного режима – это не личное содействие осуществлению уголовных преступлений, а содействие осуществлению уголовных преступлений не равно персональному участию в совершении таких преступлений. Совершение же таких преступлений – это не поощрение таких преступлений. И тем более не отдача приказов о массовом совершении такого рода преступлений.

За совершенное преступление может и должен быть наказан только тот, кто его совершил.
Но не его родители, дети, жены, мужья, соседи, жители той же деревни, того же города, той же страны, работающие в том же месте, имеющие такую же профессию, получившие такое же образование, говорящие на том же языке, исповедующие ту же религию, имеющие тот же цвет кожи, обладающие таким же гражданством.

Во все времена самой страшной правовой ошибкой считалось наказание невиновного, что всегда признавалось и признается намного более опасным явлением, чем возможное ненаказание виновного. Даже Сталин провозглашал (по крайней мере, на словах) принцип: "Сын за отца не отвечает".

Применение принципов коллективной вины, коллективной ответственности, коллективного наказания означает де-факто восстановление института заложничества. Это фундаментальное отрицание индивидуальных прав, индивидуальных свобод, индивидуальной ответственности за действия, совершенные каждым человеком.

К приведенным выше цитатам по сути примыкают недавние предложения М.Ходорковского о массовой люстрации.
Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский считает необходимым провести в России люстрацию и избавиться от части чиновников, погрязших в коррупции. "Часть из нынешнего чиновничества, я думаю, процентов 10-15, поражены коррупцией настолько, что с ними уже ничего невозможно сделать. Они уже совершили такое количество преступлений, что их нельзя оставлять на прежних местах. Это 50 000-70 000 человек, это большая работа", — заявил Ходорковский в пятницу в интервью телеканалу "Дождь", отвечая на вопрос о мерах, которые он мог бы предпринять для вывода страны из кризиса.
http://www.vedomosti.ru/politics/news/36969371/hodorkovskij-predlozhil-lyustrirovat-10-15-rossijskih

Предлагаемый М.Ходорковским количественный подход к люстрации (проценты, тысячи человек) принципиально неприемлем. Кадровое очищение государственного аппарата должно проводиться по результатам установления индивидуальной ответственности за фактически совершенные преступления. Или же по принципу личной принадлежности к преступным организациям.

Общая численность и стрктура госаппарата могут и должны измениться – в зависимости от таких факторов, как профессионализм, политическая и идеологическая ориентация, экономические возможности. Однако люстрация (денацификация, декоммунизация, депутинизация), т.е. поражение в гражданских и политических правах (лишение возможности участия в государственном управлении), должна проводиться в соответствии с принципом индивидуальной ответственности за совершенные преступления, а также в соответствии с принципом индивидуальной принадлежности к преступным организациям.

Главной целью предстоящих изменений в российском обществе и в российской политической системе должен быть переход российского общества не из одного авторитарного (полутоталитарного, тоталитарного) состояния в другое авторитарное и т.п. состояние, а его переход в состояние свободы и права, что оказалось бы невозможным при реализации на практике принципов коллективной вины, коллективной ответственности, коллективного наказания.

Андрей Илларионов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены