Республиканский марш во Франции — явление того же ряда, что и протесты в Москве после кражи голосов на выборах декабря 2011 года, а также марши мира в марте и сентябре 2014 года.

Потому что основное содержание этих явлений — поддержка гражданами европейских ценностей. В Европе — подтверждение этих ценностей, в России — шаг к этим ценностям.

Но главное значение республиканского марша во Франции — это наглядная, убедительная демонстрация людям в России, что такое на самом деле есть Европа. Европейцы сделали для нашей страны нечто такое, о чём они, наверное, и не догадываются.

За один телевизионный вечер в России была вылита в канализацию годами копившаяся государственная пропагандистская гниль.

Оказывается, пропаганда на госТВ годами обманывала — массы в Европе не отчуждены от политики.

Выясняется, что политика это совсем не только "торг элит", а общегражданское дело.

Получается, что европейские лидеры не прячутся в кабинетах, не мчатся по зачищенным от людей улицам на боярскую инаугурацию, а, встав в первые ряды, ведут за собой граждан.

Продемонстрировано, что противоречия в рамках Европы перед лицом её единства — ничто: лидеры Германии и Великобритании встают плечом к плечу с республиканской Францией.

И, наконец, ясно видно, что миллионы на улицах — это совсем не обязательно побоища, погромы магазинов, захваты зданий — это вдохновляющий пример основанной на свободе и праве европейской политики.

Российское начальство годами живёт в страхе, что если начать политические перемены, то они превратятся в лавину, их будет не остановить. Поэтому выбрана альтернатива — крепить коваными золотыми скобами, купленными за проданную нефть, "единство", сшить страну двойным вертикальным швом, положив ей в карман наручники.

Ни к чему хорошему это охранительство не привело, и главное — не смогло создать цивилизованной оппозиции.

Зато оно создало политических люмпенов, вырастило не желающую думать улицу, а экономический кризис добавляет делу озлобления, продвигает его всё шире, не давая людям возможности найти выход через выборы, через проведение во власть своих представителей.

Вдохновляющий пример Европы показывает одновременно пропасть между Европой и сегодняшней Россией.

Там заполнившиеся улицы и площади — инструмент либеральной демократии. Здесь, скорее всего, при нежелании ничего менять — плеснувшая на улицы политика будет иметь разрушительные последствия, превратится в "русскую рулетку".

Если, конечно, шествия не будут частью политики свободных выборов и реализации эффективной социально-экономической программы.

Парижские улицы и площади опустели, отпустив по домам миллионы людей.

Далёкая Москва завалена снегом. Русла московских бульваров, проспектов, знающих уже тёплый ток свободной стихии, стоят пустыми. Они ждут и надеются. Не знают и боятся.

Алексей Мельников

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter