…но миллионы были уже уничтожены.

5 ноября 2005 г. Генеральная ассамблея ООН своей резолюцией №60/7 постановила 27 января отмечать как Международный день памяти жертв холокоста. Почему была выбрана именно эта дата? Потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Аушвиц).

Вообще-то, этот выбор представляется довольно странным: ну, освободила в этот день Красная армия Освенцим, где было уничтожено более миллиона евреев — больше, чем в любом другом месте, — но что тут отмечать, если к моменту освобождения лагеря ни одного еврея в живых в лагере не осталось? Освободила бы она его неделей или месяцем позже, результат был бы тем же.

Но, возможно, Красная армия специально сконцентрировала ударный кулак, чтобы как можно скорее освободить Освенцим, дабы спасти от смерти как можно больше узников лагеря — евреев и неевреев, но из-за отчаянного сопротивления немцев раньше пробиться не удалось? Посмотрим, как это было в реальности.

Издающаяся в Берлине "Русская Германия" в №5 2005 г. в статье "Жизнь народу моему" писала: "Василий Васильевич Громадский одним из первых вошел в лагерь смерти. 26 января войска штурмовали город Аушвиц. Каменные дома, автоматчики, снайперы. Солдаты забрасывали их гранатами и шли дальше… к 16 часам лес, вопреки карте, исчез. Солдаты обнаружили неизвестный объект, обнесенный колючей проволокой. "Мы понятия не имели, что мы обнаружили. Мы ничего не знали о существовании концлагеря Аушвиц и тем более не знали о том, что там происходило…"

Громадский вспоминает, что немецкие автоматчики дали несколько очередей и наступила тишина. Людей видно не было: "Там были ворота на замке… Я приказал сбить замок. Никого не было. Прошли метров двести, видим, бегут к нам узники, человек триста в полосатых робах… они плакали, обнимали нас. Они рассказывали, что тут уничтожали миллионы людей"…"

О том же 27.01.2015 г. сообщила Изабелла Мандро во французской "Le Monde": "Иван Степанович Мартынушкин — один из последних ныне живущих бойцов Красной армии… Он принимал участие в освобождении нацистского концлагеря Освенцим 27 января 1945 года. "Я был лейтенантом и командовал батальоном в 60-й армии, — рассказывает он. — Это произошло сразу после освобождения Кракова, когда мы начали продвигаться на юго-запад Польши и подошли к Освенциму. Но мы не знали, что это было на самом деле. У меня часто спрашивают, была ли перед нами поставлена цель освободить лагерь: мы ничего не знали о его существовании. Даже вышестоящее командование не знало, что нас ждет".

А в №1 2015 г. берлинской "Еврейской панорамы" в статье "Как Холокост оказался без евреев" рассказывает историк Павел Полян, специально занимавшийся этой темой: "Около 3 часов дня 27 января 100-я стрелковая дивизия генерала Ф.М. Красавина освободила Аушвиц и Биркенау. Одним из первых и в город, и в лагерь ворвался штурмовой отряд 106-го стрелкового корпуса под командованием майора Анатолия Шапиро. Это его отряд разминировал подступы к лагерю, после чего Майор Шапиро лично открыл ворота лагеря Аушвиц-1".

28 января начальник политуправления 60-й армии генерал-майор Гришаев докладывал начальнику политуправления Первого Украинского фронта генерал-майору Яшечкину, что в Освенциме и его филиалах осталось несколько тысяч узников из всех стран Европы. "Все крайне истощены, плачут, благодарят Красную армию. Люди многих национальностей, но евреев не встречал. Узники говорят, что все они были уничтожены".

На нижних и средних этажах военно-государственной машины Советского Союза, по крайней мере, отмечалось, что евреи пользовались у нацистов "особым вниманием". Но, как показывает далее в той же статье Павел Полян, начиная с документов политуправлении Красной армии, касающихся Освенцима (добавим от себя — и не только), слово "еврей" вообще исчезает: в лагере уничтожались некие безликие "советские граждане"…

Итак, можем резюмировать: перед Красной армией задача освобождения группы лагерей Освенцим (Аушвиц) не ставилась: ее части просто наткнулись на них и освободили их, так сказать, попутно. Евреи были среди освободителей лагерей, но их не оказалось среди освобожденных.

Но, может быть, больше рвения в освобождении евреев проявили наши западные союзники — США и Великобритания? Их сухопутным силам было далеко до Польши, где располагалось большинство лагерей уничтожения. Но известно, что еврейские организации просили, требовали, умоляли руководителей этих стран дать распоряжения о бомбардировке лагерей — их газовых камер, крематориев и железнодорожных путей, по которым доставлялись эшелоны с узниками. И как же на это откликнулись руководители двух стран — главных борцов за ценности западной цивилизации?

Два американских автора, Р. Медофф и М. Бешлосс в статье "Акция Акцина" (перевод в "Еврейской газете", №3 2008 г.) рассказали: Биньямин Акцин, впоследствии известный израильский ученый, "был первым, кто предложил правительству Рузвельта бомбить лагерь смерти Аушвиц", но безрезультатно.

Далее авторы сообщают о действиях в этом направлении министра финансов США и личного друга президента Рузвельта Генри Моргентау, еврея по происхождению. Близко принявший к сердцу известия об уничтожении европейских евреев, он пытался добиться от военного министерства, чтобы авиация разбомбила железнодорожные пути, связывающие Венгрию и Польшу, чтобы сорвать депортацию венгерских евреев в Освенцим. Но он наткнулся на упорное сопротивление заместителя военного министра Макклоя, которого он обвинил в антисемитизме. Что Макклой решительно отверг: "В 1986 г. — за три года до смерти Макклоя — была записана его частная беседа с сыном Генри Моргентау. 91-летний ветеран вашингтонской администрации утверждал, что ставил данный вопрос перед президентом: "Я помню, что, когда я заговорил об этом с Рузвельтом, он реагировал раздраженно и дал понять, что бомбежка Освенцима бесполезна". Согласно Макклою, президент был убежден, что она лишь спровоцирует нацистов на ускорение убийств… Вспоминая об этом, Макклой признался, что он и сам "не хотел бомбардировок Освенцима… в отличие от кучки фанатичных евреев,.. поскольку президент был убежден в неэффективности данной затеи, его позиция была непоколебима".

Несколько по-иному освещает срыв планов по бомбежке Освенцима Уильям Перл в книге "Заговор Холокоста: международная политика геноцида". Несколько слов о нем самом. Пражский еврей, юрист по образованию и последователь Зева Жаботинского, он рано разглядел нацистскую угрозу, пытался бороться с ней в Европе. В 1941 г. бежал в США, был мобилизован и в чине подполковника армейской разведки вернулся в Европу. Выступал на стороне обвинения в Нюрнбергском трибунале. Но вы обратили внимание на название его книги?

В главе 6, которую он озаглавил: "Как союзники поддерживали работу Освенцима", он рассказывает: "Когда Освенцим был в радиусе досягаемости авиации союзников, в нем погибло 500 тысяч человек… В ноябре 1942 года союзники выбили противника с аэродрома города Фоджа (южная Италия), и там сразу же была размещена 15-я воздушная армия ВВС США… В апреле 1943 года появилась возможность совершать дальние вылеты вглубь Восточной Европы, включая Польшу. США получили прекрасную возможность уничтожить фабрику смерти в Освенциме, это позорное клеймо на истории человечества".

И далее он сообщает о реакции в военном министерстве на соответствующую инициативу Моргентау: "Макклой поручил своему помощнику Гаррисону Герхарду "ликвидировать" запрос на бомбардировку. Запрос был переправлен в Оперативный отдел, где его уже ждал свой человек. Субботним вечером 24 июня 1944 года Оперативный отдел получил инструкцию "изучить" ситуацию, и уже в понедельник 26 июня "изучение" было закончено, а его результаты были отправлены Макклою. Мнением командиров на местах не поинтересовались. Решение, от которого зависели жизни сотен тысяч человек, было принято в кабинетной тиши Пентагона за два выходных дня. Мы не знаем, сколько человек принимало участие в "изучении", однако нам известен комментарий полковника Томаса Дэвиса, на столе которого побывали документы. Он сказал: "Я не понимаю, почему армия должна вообще что-то делать". Позже он сказал в беседе с представителем Макклоя: "Мы здесь, чтобы выиграть войну, а не заниматься беженцами… Я думаю, что наша позиция должна быть непреклонной".

На повторные попытки некоторых гражданских кругов побудить военных к бомбардировкам Освенцима Макклой процитировал заключение Оперативного отдела Военного министерства: "Эффективность (подобной операции) в любом случае сомнительна, так что она не оправдывает использование наших ресурсов. Существуют серьезные опасения, что даже если эта мера окажется выполнимой, она спровоцирует новые карательные акты со стороны немцев". Ну, конечно, они начнут по второму разу убивать ранее убитых евреев, ибо что еще они могут им сделать…

Перл далее пишет: "Никого из высших авиационных начальников — ни командующего 8-й воздушной армией в Англии, ни командующего 15-й армией в Италии, — не говоря уже о главнокомандующем европейскими силами генерале Эйзенхауэре, даже не спросили о том, что они думают по этому поводу". То, что мы знаем об Эйзенхауэре (кстати, этническом немце), заставляет нас думать, что он одобрил бы бомбардировки Освенцима.

Противники бомбардировок выдвигали еще один аргумент: от них пострадают сами заключенные. Но: "Американцы об этом совершенно не беспокоились, когда бомбили немецкие заводы вместе с их рабочими-рабами, в основном иностранными".

Что же касается мнения самих узников, Перл сообщает: "Заключенные Освенцима и других концлагерей продолжали настойчиво требовать от союзников разбомбить своих истязателей. Смерть от такого удара была бы неизмеримо более осмысленной, чем от рук палачей. Евреи были бы рады даже простому факту, что кому-то они не безразличны. Одна бывшая заключенная концлагеря рассказывала: "Когда мы видели, что над нами пролетают американские или британские самолеты, мы усердно молились: "Пожалуйста, сбросьте хотя бы одну бомбу на наш лагерь. Если сможете, уничтожьте его". Какой прекрасной была бы смерть, если бы мы знали: я умираю, потому что кто-то обо мне заботится, а не потому, что все меня ненавидят. Мы бы благословили смерть в схватке с этим звериным врагом".

На еще одну отговорку — что Освенцим труднодосягаем по дальности своего расположения — Перл отвечает: "К вечному стыду Соединенных Штатов, пока чиновники приводили всевозможные оправдания, на деле происходило следующее: Четыре раза подвергался бомбардировке завод, почти примыкающий к Освенциму, на расстоянии всего 8 километров от него, с 30 тысячами подневольных рабочих. Еще в нескольких случаях подвергались бомбардировкам другие заводы, в 27 и 72 километрах (от Освенцима).

Из Фоджи было выполнено двадцать два вылета в гораздо более удаленную Варшаву для поддержки окруженных польских повстанцев… Этим было подтверждено, что из Фоджи можно достигать гораздо более удаленных целей, чем Освенцим. Во всех этих вылетах заключенные Освенцима к своему ужасу слышали гул самолетов, а часто и видели их…

Но вот однажды, а именно 20 августа, по Освенциму пронесся слух: бомбардировщики наконец-то летят сюда! Сначала раздался мощный гул, и затем в сияющем безоблачном небе появились 227 американских самолетов: 127 тяжелых бомбардировщиков класса "летающая крепость" и еще 100 истребителей. Послышались мощные взрывы, так что под ногами затряслась земля. Они пришли! Они здесь!

Но и на этот раз узники были жестоко обмануты. Авиация совершала точечную бомбардировку химического завода в Моновице всего в восьми километрах от газовых камер. Бомбардировщики совершили пять заходов, и каждый раз узники с замиранием сердца ждали: еще вот-вот, и следующая бомба упадет на крематории и газовые камеры. Но этого так и не произошло. Пилоты аккуратно облетели фабрику смерти стороной. 20 августа 1944 года на Моновиц упало 1366 бомб весом 226 кг каждая. Для разрушения фабрики смерти было бы достаточно 30 — 40 штук. В тот самый момент, когда Моновиц обращался в развалины, товарные вагоны беспрепятственно везли в Освенцим новые партии человеческого топлива для крематория.

Нетронутой осталась и железная дорога, ведущая к Освенциму. И это несмотря на то, что как минимум пять раз американские самолеты пролетали над этой дорогой, и еще как минимум один раз они летели строго вдоль".

Но, кроме американской, была еще британская авиация. Перл сообщает: "Как только Черчилль узнал о просьбе бомбить концлагерь и подъездные пути, он сказал Идену буквально следующее: "Выжми из ВВС все, что сможешь, и при необходимости ссылайся на меня". Вы, вероятно, уже догадываетесь, что именно сэр Иден выжимал из ВВС: повторилось все то же, что у американцев.

Перл поясняет: "Британский министр иностранных дел Иден был ярым антисемитом. Он не просто недолюбливал евреев, он их ненавидел, и его сотрудники хорошо об этом знали. Когда мы утверждаем, что умами британских чиновников владел антисемитизм, мы ссылаемся на самого информированного человека того периода — Уинстона Черчилля". Черчилль не раз сетовал на распространенность антисемитизма среди британских чиновников, некоторых из них предостерегал от этого "недуга" персонально, но это мало помогало.

В ходу у противников специальных мер по спасению евреев был такой аргумент: "Нерационально отвлекать на это военные усилия: быстрый и полный разгром Гитлера — лучший способ помочь евреям". Чтобы понятней была абсурдность и подлость этого довода, предлагаем вам сравнение. Горит дом, примчалась пожарная команда. Родственники жителей дома просят начальника пожарной команды: "Спасите наших близких, там шесть человек, включая троих детей". А начальник невозмутимо отвечает: "Мы не можем отвлекать силы от выполнения главной задачи — тушения пожара. Его тушение — лучший способ помочь вашим родственникам". Итог, надеюсь, вы представляете.

Вот и европейский пожар был потушен, а 6 миллионов европейских евреев в нем сгорели.

Что касается Великобритании, трудно понять, почему Черчилль, по множеству свидетельств симпатизировавший евреям, будучи премьер-министром страны, не смог совладать с сэром Энтони Иденом и прочими антисемитами в своем кабинете.

В США во время войны Госдепартамент и министерство обороны тоже были плотно набиты антисемитами. Во многом это было отражением настроений в стране. Грета Ионкис в статье "О сообщниках и соучастниках Холокоста" ("Лехаим", №12 2009 г.) сообщила: "Даже в 1942 году, когда США находились в состоянии войны с Японией и Германией, на вопрос социологов, кого они считают главной угрозой для Америки, вариант "евреи" набрал у американских граждан в три раза больше голосов, чем "японцы", и в четыре раза больше, чем "немцы"".

Да, таковы тогда были настроения в "самой демократической стране мира". Это было одним из проявлений гигантской волны антисемитизма, поднявшейся в христианском мире в 20-30-е годы прошлого века.

Сам "Великий Рузвельт" был антисемитом, правда, как пишут, "умеренным". Но этой его "умеренности" хватало на то, чтобы ничего не предпринимать для спасения европейских евреев. Но, может быть, в "свободном мире" не были осведомлены об их участи: мало ли что трындят эти заполошные представители евреев.

Но об этом сообщали не только сами евреи. Как пишет Самсон Мадиевский в своей книге "Другие немцы. Сопротивление спасателей в третьем рейхе", одним из первых информацию о геноциде евреев в "свободный мир", передал "гауптштурмфюрер СС (!!!) Курт Герштайн, руководитель отдела технической дезинфекции в санитарной службе войск СС, ставший в августе 1942 г. очевидцем умерщвления заключенных газом "циклон Б" в лагерях Треблинка и Бельжец". Об этом же через Швейцарию сообщили чешские жандармы.

Известно, что предвоенное польское правительство стремилось ограничить роль евреев в экономике и даже предпринимало меры к их вытеснению из страны. Но когда то же правительство, оказавшееся в изгнании в Лондоне, получило сведения о том, что творят с евреями нацисты, оно специально направило в Великобританию и США своего эмиссара Яна Карского, видевшего это своими глазами.

Тот с риском для жизни пробрался в "свободный мир". Как его информация была принята в этом мире, рассказал Марк Шейнбаум: в Лондоне "он был принят высокими чиновниками британского "Форин Офис", включая и министра иностранных дел Энтони Идена. В США Ян Карский удостоился более чем часовой аудиенции у президента Рузвельта. Все свои встречи Карский использовал для постановки вопроса о необходимости немедленной помощи гибнущим в Польше евреям. Но, как он пишет в своей книге, как только он касался этого вопроса, взгляд большинства его собеседников становился отвлеченным, и они незаметно меняли тему разговора". Не стал исключением в этом отношении и Рузвельт.

Стоит еще хотя бы очень кратко сказать о том, что на предварительном этапе холокоста, по крайней мере до 1939 г. включительно, когда нацисты всеми силами старались выдворить евреев из Германии, ни одна страна в христианском мире не хотела их принимать, и тон здесь задавали те же США и Великобритания. Последняя, вопреки тому, что, согласно декларации Бальфура от 1917 г. и мандату Лиги наций от 1922 г., она обязалась создать для евреев "национальный дом" в Палестине, самыми жесткими мерами, вплоть до применения военной силы, препятствовала их приезду туда.

Поэтому Уильям Перл в своей книге писал, что в холокосте обвиняют Германию и ее пособников в оккупированных странах, другим странам ставят в вину разве что равнодушие. Но, по его мнению, "имела место не просто равнодушная безучастность, но осознанное действие… Собранные в этой книге факты красноречиво свидетельствуют о существовании заговора между союзниками (и некоторыми другими странами и организациями) с целью не позволить миллионам спастись от нацистской машины смерти… Это были намеренные, согласованные действия по недопущению спасательных операций".

И особо: "Если говорить о распределении степени вины в этом ужасающем крахе нравственных ценностей цивилизации, то англичане идут сразу же после немцев, непосредственных авторов и палачей холокоста".

А вот что в книге "Кровь брата твоего" писал вскоре после окончания войны британский историк Малкольм Хэй: "Ответственность за эти злодеяния, позорящие человечество, лежит не только на Гитлере и людях, сидевших на скамье подсудимых в Нюрнберге. Другой трибунал будет судить свидетелей Катастрофы, в частности некоторых англичан, которые видели, что начались убийства и отворачивались с чувством скрытого удовлетворения…"

Искренне верующий христианин, он имел в виду небесный трибунал… Вся его книга — об ответственности за холокост мирового христианства. Действительно, холокост был не чисто немецким, но общехристианским проектом. Что, конечно, не может служить индульгенцией немцам.

Павел Полян в статье "Дорогой находчик, ищите везде!" ("Еврейская газета", №3 2005 г.) рассказал об узнике Освенцима Залмане Градовском, одном из руководителей восстания в лагере 7 октября 1944 г., в ходе которого он погиб. Он сумел в нечеловеческих условиях Освенцима написать и закопать две рукописи, которые затем были найдены. Историк передает недоумение Грабовского: "В голове его не укладывалось, почему же бездействуют союзники? Ну, почему с юга, с американских аэродромов в Италии, или уж тем более с востока (начиная с июля 1944 г. Красная Армия стояла всего в 90 км от лагерных ворот) не прилетают самолеты и не бомбят эти печи и газовни, этот не знающий передышки конвейер смерти с суточной производительностью 4,5 тыс. мертвецов?!"

Полян публикует также вступление к "Дневнику" Градовского, которое историк называет обращением Градовского к человечеству. В нем есть такие строки: "Несмотря на хорошие известия, которые прорываются к нам, мы видим, что мир дает варварам возможность широкой рукой уничтожать и вырывать с корнем остатки еврейского народа. Получается впечатление, что союзные государства, победители мира, косвенно довольны нашей страшной народной участью".

Скончавшийся в октябре 2009 г. один из руководителей восстания в Варшавском гетто Марек Эдельман незадолго до смерти в интервью ("Еврейская газета, №11" 2009 г.) сказал: "Все всё знали и видели, но никто ничего не сделал. Англичане говорили, что до Освенцима им слишком далеко лететь. Америка заявила, что, когда война закончится, евреев больше не будут убивать. В те дни все отвернулись от нас. И это было поощрение убийц".

Но западные страны хотя бы не набивают себе цену: ах, как мы спасали евреев от нацистского геноцида! Иное дело — путинская Россия.

Еще 10 лет назад, выступая в Освенциме 27 января 2005 г. на церемонии, посвященной 60-летию освобождения лагеря, Путин сказал: "Россия больше всего сделала для победы над фашизмом, для освобождения евреев". Каких евреев, разве что их пепла…

В этом году Путин в Освенцим не поехал. Возможно, из-за обиды на польское правительство, которое не прислало ему персональное приглашение на церемонию. А, может быть, он запомнил, что в 2005 г. поляки встретили его демонстрацией протеста против его заботы о "сохранении конституционного порядка" в Чечне. Он не мог не понимать, что на сей раз, в связи с его "заботой о русских" в Украине, демонстрация будет побольше.

Вместо Освенцима Путин посетил в этот день "Еврейский музей и центр толерантности" в Москве, где тоже состоялась соответствующая церемония. И здесь из его уст опять прозвучало, что "основную тяжесть по борьбе с нацизмом вынес русский народ". Даже не Россия или советский народ, а именно русский. Не потому ли, что он составлял большинство в населении СССР?

А далее он взывал: "История показывает, какими трагедиями чреваты попытки силового давления на суверенные государства и неуважение к их правам…". Уж не покаяние за его вмешательство в суверенные дела Украины последует за этим?

Но за этим последовало: "Все мы хорошо знаем, как опасны и разрушительны двойные стандарты, равнодушие и безразличие к чужой судьбе. Как, например, в случае с сегодняшней трагедией на юго-востоке Украины, где в течение многих месяцев хладнокровно расстреливают мирное население Донбасса, Луганска".

Но не менее отвратительными, чем путинское лицемерие, были подхалимские речи главного раввина России Берла Лазара и президента Федерации еврейских общин России Александра Бороды. Берл Лазар, в частности, сказал: "Мой отец был еще маленьким, когда началась Катастрофа. Большинство родственников погибло в лагерях. Мы будем вечно благодарны солдатам Красной армии за спасение".

Если говорить о семье его отца, то она спаслась от Холокоста тем, что вовремя умотала из Восточной Европы в США. О "спасении" Красной армией евреев вообще мы говорили выше. За чье же спасение благодарил (и не в первый раз) Берл Лазар Путина?

Александр Борода повторял безосновательные путинские мантры о недопустимости "переписывания истории" и "умаления роли России в победе над нацизмом" и т.п.

Никто эту роль не умаляет. Вот и Ангела Меркель, выступая на церемонии этого года в Освенциме, отметила заслуги советских вооруженных сил в освобождении лагеря.

Но не надо и преувеличивать эти заслуги. Всех в этом отношении превзошел прокремлевский сайт Lenta.ru, который своей статье на эту тему от 28 января предпослал такой "скромный" заголовок: "Пришли русские, и миллионы остались живы". Мы знаем: во всех филиалах лагеря к "приходу русских" осталось несколько тысяч узников. И ни одного еврея…

* * *

А общий вывод из изложенного будет таков: во время Второй мировой войны и холокоста ни одну страну судьба евреев не заботила, каждая из них воевала за собственные геополитические интересы. А братья-христиане попутно давали в холокосте выход своим накопившимся за два тысячелетия "чувствам" к евреям, на которые за два века еврейской эмансипации наложился новый пласт "чувств" в связи с тем, что они "захватывают все места".

Израиль Зайдман,
г. Нюрнберг

P.S. Подробнее о Холокосте как об общехристианском проекте, о его продолжении в наше время вы можете прочесть в моем двухтомнике "Две тысячи лет вместе. История преследования евреев".

Израиль Зайдман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter